О самоуправстве

По праву первого

О самоуправстве

У сберкассы возле дома — мелкое торжество справедливости. Уж не знаю, кто первый нервно подметил: пристроившись в начале очереди к окошку № 1, ты совсем не обязательно оплатишь счета быстрее, чем тот, кто мается в самом хвосте у окошка № 2. Оператор может оказаться весьма неспешным, возникнет технологический перерыв, впереди стоящий принесет ворох бумаг — мало ли что, а душу, как выясняется, у кого–то источила глубокая обида. Поэтому с некоторых пор порядок неукоснительный: «все в сад!» (то бишь в предбанник), стоим дружной толпой, впускаем дозированно, по одному человеку, чтобы, не дай бог, подошедший позже не ушел раньше. Очередь строга: все спешат, всем нужно!


«Это что ж за дичь?» — изумляются те, кто еще не отстоял здесь свое. Крутят у виска пальцем. И в знак протеста против такого общественного самоуправления демонстративно едут в сберкассу по соседству, благо каких–то 2 остановки. Или подходят, ехидничают: «Может, и в магазинах «справедливость» введем?» А что, там ведь тоже никогда не угадаешь, куда встать, чтобы проскочить быстрее. И так же кто–то злобно пыхтит в спину вздумавшего набрать целую тележку. Да и в поликлиниках ростки стихийной справедливости давно проклюнулись. Это только кажется, что все четко по талонам. На самом деле очередь порой змеится тройным потоком: одна — по записи, другая — скажем так, по заявительному принципу («а я раньше пришел!»), третья — из тех, кому «только спросить», «назначено», «я с маленькими детьми»... Споры, в каком порядке идти, обычно заканчиваются соломоновым решением: поочередно по одному человеку из каждой «ветки». В результате обладатели талонов могут прокуковать в коридоре на час–полтора дольше, чем рассчитывали, резонно ворча: «И зачем нужна тогда запись? Она что, только для таких наивных?»


В отпускной сезон тема «кто первый, а кто крайний» расцветает на новый лад. Скажем, еще в начале лета российским туристам изрядно подпортил настроение опрос среди бельгийцев: оказалось, ничто так их не раздражает на отдыхе, как «русская привычка занимать лежаки». О, эти пляжные лежаки! Любимый предмет обсуждения на сотнях форумов уже минимум лет 10! Из Пхукета, Кушадасов, Хургады и даже с Канар одни и те же вести: к 8 утра первая линия лежаков в отелях «все включено» разобрана подчистую. Точнее, завалена полотенцами: «Мое! Не подходи!» Просто диву даешься, как, не щадя утреннего сна своего, чуть не с рассветом мелкой рысью выбегают на пляж матери семейств и деловито столбят себе и друзьям место, другое... До обеда, а то и до вечера на заветном лежаке может так никто и не объявиться, но, видно, логика такая: пусть стоит на всякий пожарный, я же первый, я же прав. Одно время в отелях пытались грозить объявлениями: «Вещи, обнаруженные на лежаках до 8.00, будут убраны!», да быстро сдулись. Эмоций ноль. Но из того, что угрозы частенько дублировались по–русски, вывод, похоже, был сделан однозначный: вот, типичное восточное безобразие! Русские отбиваются: столбят лежаки и англичане, и немцы, и поляки, это вообще межнациональная туристическая болезнь! И нечего пенять на отголоски времен повального дефицита! Мы, как и все, обеспечиваем себе законное право на море отдыхать, а не пальмы подпирать... Тем временем в отелях новая зараза: на ресторанных столиках с лучшим видом вкрадчиво заявляют о себе салфетки с наспех накорябанным reserved. По какому праву, интересно, reserved? По праву наглого первого?


Не надо, наверное, лукавить: такие вот мелкие бытовые междоусобицы — действительно эхо дефицита. И прошлого, и реального. Если русская бабушка захватывает поутру шезлонг, помня суровую школу советского Крыма, то какой–нибудь англичанин — потому, что в первый день вынужден был растянуться на голом песочке. А сегодняшний обладатель вожделенного талончика к неврологу послезавтра решит, что ему куда проще и быстрее тупо первым занять место у врачебного кабинета. Это бесконечный, затягивающий круговорот опасений и обид. Ну и верный знак: что–то упущено. Не хватает или лежаков, или талончиков, или свободных окошек, или... волевых решений. Свела же на нет немецкая круизная компания AIDA на своих кораблях проблему, вменив в обязанность персоналу зоны бассейна контролировать: нет человека рядом с накинутым на шезлонг полотенцем больше получаса — место автоматически освобождается. На пляжах Италии и вовсе порой штрафуют ретивых любителей «забивать колышки». А если бы в поликлинике громко постановили: «сугубо по записи!»? Если бы во всех вечно переполненных сберкассах разместили терминал, выдающий талончики к окошкам, как в отделениях покрупнее? Пока же обвинять общественное самоуправление в самоуправстве грех — боремся за справедливость, как ее понимаем.

 

Советская Белоруссия №164 (24301). Вторник, 3 сентября 2013 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter