По натянутым по струнам

В Музее истории Минска работает выставка музыкальных инструментов...

В Музее истории Минска работает выставка музыкальных инструментов из личной коллекции Дмитрия Ровенского «Музычная паштоўка». Изучая роскошные старинные цимбалы, пытаясь понять, какую же тайну замуровали народные мастера прошлого под слоями отсвечивающего янтарем лака, я вдруг поймала себя на мысли, что живу в такое время, когда мои ровесники народные инструменты видят редко, и то лишь сквозь музейное стекло. И баян для теперешних школьников — скорее сетевой мем, чем что–либо музыкальное. Коллекционер Дмитрий Ровенский соглашается с моими наблюдениями, в частности с тем, что цимбалы сегодня — натура, как говорят поэты, уходящая. К слову, собрание Ровенского пополнялось в течение 50 лет:


— Сегодня даже просто хорошие цимбалы из качественного дерева, с правильными струнами найти непросто. Своей внучке, студентке–цимбалистке, инструмент подыскиваю больше года.


Завод, да не тот


С 2006 года у нас прекратили изготавливать цимбалы в промышленных масштабах. Когда закрылось основанное в Борисове в 1935 году предприятие музыкальных инструментов, встал вопрос: где брать новые? Можно, конечно, поискать инструмент, который неплохо сохранился в чьих-то заботливых руках. Такой вариант считает самым лучшим известная цимбалистка Вероника Прадед:


— Мне повезло, инструмент достался в подарок, но я то и дело слышу от знакомых, как трудно выйти на хорошие цимбалы. Покупают с рук у тех, чей ребенок закончил обучение, и пусть это будет не совсем первоклассный инструмент, но из хорошего дерева. Стареет «парк» цимбал, уже теперь это острая проблема. А что будет через 50 лет?..


Еще вариант — найти мастера, который штучно изготавливает инструменты. Есть определенная практика: один изготавливает корпуса, другой — оснащает их, и так далее. Своего рода мануфактурное производство. Но можно ли быть уверенным в качестве кустарного инструмента?


Третий способ — сделать под заказ, к примеру, на Львовском заводе музыкальных инструментов. Венгерские цимбалы (а именно их изготавливает львовский завод) гораздо крупнее белорусских. На них и струн больше 100, на наших же — 84, соответственно и звучание национального инструмента особое. В тонкости посвятил профессор Белорусской академии музыки Евгений Петрович Гладков:


— Львовский завод пытался выпустить белорусские цимбалы, но получилось что–то среднее: их и венгерскими не назовешь — струн меньше, по габаритам не такие массивные. И для нас инструмент неподходящий: увеличен диапазон, появились басы, больше струн, чем нужно, соответственно к такому инструменту не подходит прежняя длина молоточков.


Директор Минского государственного музыкального колледжа имени М.И. Глинки Наталья Ефименко сама цимбалистка и о проблеме приобретения хороших инструментов знает не понаслышке:


— В колледже их, конечно, не хватает, да и качество уже не то. Последние партии закупали в 2000 году, перед закрытием борисовской фабрики. Стараемся поддерживать инструменты ремонтами, но вечно это продолжаться не может. Есть энтузиасты — мастера из Гродно, Пинска, к примеру, в Борисове в Лядищенском центре культуры и досуга возобновляется производство цимбал, но пока это лишь частная инициатива.


Поезд дальнего следования


Любопытно, что сегодня инструмент с пометкой «г. Борисов» можно найти, например, в России. В Новосибирске существует межрегиональный молодежный центр «Лелека». Он координирует развитие игры и обучение на цимбалах и бандурах в соседних регионах. Удалось побеседовать с руководителем центра Сергеем Пилипенко:


— Первые цимбалы в нашем центре оказались белорусскими, поэтому музыкальный проект, который задумывался как украинский, теперь позиционируем как украинско–белорусский. Из Минска я привез трое цимбал. Некоторые нашли здесь, в Сибири. Например, белорусские цимбалы 1975 года выпуска мы случайно обнаружили на складе ДК города Барабинска.


Увидев в интернете объявления о продаже нерабочих цимбал в Минске, Пилипенко тут же за ними прилетел. Заодно приобрел струны, молоточки. А в главной «книгарне» купил нотный материал. Мало того, для него на складе магазина всего за день разыскали сборники произведений наших цимбалистов 1990 — 2000 гг.


Если у нас сегодня остро стоит вопрос, где взять хорошие цимбалы, то в Сибири — где найти первоклассного цимбалиста: большинство из них — самоучки, и желающих освоить инструмент очень много.


Кстати, на музыкальных форумах от Вены до Кубы все еще показывают высокие результаты именно белорусские музыканты–«народники». Юная и блистательная Вероника Прадед, лауреат многих международных конкурсов, не только сама знает все секреты виртуозной игры на белорусских цимбалах, но уже и передает студентам академии музыки основы своего мастерства. Было бы на чем передавать, а профессионалы у нас имеются.


Компетентно


Заместитель начальника управления капитального строительства и материально–технического обеспечения Министерства культуры Владимир Пантелейко:


— Восстанавливать борисовскую фабрику в данный момент экономически нецелесообразно. Если раньше инструменты выпускались на большую территорию, то сегодня при хорошем стечении обстоятельств сбыт будет осуществляться у нас и в России. Окупить себя такая фабрика сможет через 37 лет. Тем более что за инструментами обратиться сегодня есть куда. В Гродно, например, выпускает цимбалы частная фирма. Да и не обязательно покупать новые за 1.000 долларов. Есть сейчас и услуги по ремонту музыкальных инструментов: за 300 долларов отреставрируют цимбалы так, что не отличишь от новых.

 

Любовь ВЕНСЛАВОВИЧ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter