Эдуард Зарицкий, председатель Белорусского союза композиторов и народный артист, не скрывает скепсиса: «Не думаю, что это коммерчески выгодно: не говорю про классику, она не окупалась никогда, но диски уже практически не продаются, даже если речь идет об эстрадных исполнителях».
У музыкантов, активно гастролирующих по регионам, своя точка зрения. «Золотой аккордеон Беларуси» Игорь Квашевич, который, помимо классической программы, радует слушателей эстрадными композициями, признается, что без дисков на гастролях делать нечего: «Конечно, сейчас, если тебе надо какую–то мелодию, достаточно войти в iTunes — и ты там ее купишь. Но все же для примера: многие британцы очень активно пользуются услугами почты — им приятно получать бумажные письма, а не электронные, это даже в каком–то смысле статусно. Во–вторых, альбомы — своеобразные творческие отчеты артистов, и с этой точки зрения мы все равно будем их записывать. Да и приезжаешь в малые города, в райцентры — и слушатель требует диски. У гастролирующего музыканта они должны быть в багаже, это непреложно. Причем и за рубежом, в той же Германии, где я играю серьезную инструментальную музыку, первым делом спрашивают: «А есть ли у вас диск?»
В каком–то смысле спор сродни возгласам о том, что читать мы скоро будем только с электронных носителей, фотографии разглядывать исключительно цифровые в Instagram, а кинотеатры закроются, потому что любой фильм можно посмотреть онлайн. Греческий хор надрывается, но и в кино люди идут, и аналоговые камеры растут в цене, и газеты–журналы по–прежнему выходят на бумаге.
«Диски? — лидер группы «Дрозды» Виталий Карпанов, услышав вопрос, буквально подпрыгивает. — Нам они сейчас очень нужны! Мы все, что у нас было, раздарили, и срочно надо допечатывать. Есть более чем обеспеченные люди, которые до сих пор ездят на машинах с магнитолой и не хотят что–то менять — ну не на флешке же им музыку дарить? Мой отец вообще просит переписать ему наши альбомы на кассеты, так что это тоже, между прочим, востребовано. Интернет и материальные носители должны существовать параллельно, нельзя сделать выбор в пользу чего–то одного. Нужно использовать все каналы, чтобы достучаться до слушателя».
Да, запись дисков современными исполнителями стала сродни изданию поэтических книг — прибыли никакой: стихотворные сборники чаще идут на подарки, ну или на встречах с читателями автор может продать пару книжек и заработать себе на чашечку кофе. Однако что поэты, что музыканты не собираются слагать оружие и полностью уходить в виртуальность. И дело вовсе не в том, что мышки плачут и колются, но продолжают грызть кактус. Сама функция музыкальных альбомов в современном мире претерпела серьезные изменения. Да, они выполняют сейчас, скорее, представительские задачи и перестали быть выгодны в финансовом смысле, если только ты не суперпопулярный исполнитель, признает Виталий Карпанов. Но впадать в трагический тон считает излишним: «На самом деле в Беларуси есть и приличные студии, и хорошие звукорежиссеры. Студии пишут, артисты работают, и не нужно жаловаться на то, как все плохо. Честно: я хочу напечатать 9 миллионов дисков, чтобы они были во всех областях, в каждом доме. Это не окупается? Да не нужно ничего окупать. Зачем зарабатывать музыкой? Музыкой надо жить!»
Слушаешь оптимиста с легким недоверием, но... собственные родители изымают подаренный мне альбом «Чистого голоса», а ребенок намекает, что неплохо бы приобрести последний сольник Дэвида Боуи. И ищет в кладовке старый проигрыватель, чтобы прослушать дедушкину коллекцию пластинок Высоцкого. Плеер? Мама, зачем — это же скучно, это у всех!
ovsepyan@sb.by