По голландской системе

Догнать голландских конькобежцев на льду «Адлер–Арены» невозможно...

Догнать голландских конькобежцев на льду «Адлер–Арены» невозможно. Если в женских соревнованиях кому–то из соперниц еще удалось разжиться местом на пьедестале, то у мужчин на некоторых дистанциях ребята в оранжевых комбинезонах, будь такая возможность, запросто могли бы занять и четыре призовых места. Золотые медали поляка Збигнева Брудки и чешки Мартины Сабликовой картину голландцам подпортили. Но совсем чуть–чуть. После вчерашних забегов на 5000 метров у женщин в копилке конькобежцев из Нидерландов оказалась 21 медаль! Такого в истории конькобежного спорта еще не было, и потому после окончания соревновательной программы в Сочи остается лишь один вопрос: как?

Об этом сегодня говорят и традиционно сильные норвежцы, и канадцы, и американцы, и россияне. Они в Сочи выступили неплохо, но феноменальные для равнинного катка секунды, показанные соперниками из Голландии, оставили остальным претендентам лишь медальные крохи. Говорят о «голландском феномене» и белорусы. Наших соотечественников на конькобежном овале в Сочи нет. Не квалифицировались. Хотя в прежние годы претендовали на весьма неплохие результаты и даже получили в свое распоряжение уникальный комплекс «Минск–Арена», тренироваться на льду которого не считают зазорным даже феноменальные голландцы. А потом собирают в Сочи два десятка медалей. Почему же сотворить хотя бы подобие такого прорыва не удается нам? По словам Алексея Хатылева, в прошлом выступавшего на крупнейших мировых турнирах, а сегодня занимающего в Белорусском конькобежном союзе пост председателя директората по конькобежному спорту, ответить на этот вопрос одновременно просто и тяжело.


— Секрет голландской школы — в системе. Это не красивые слова: 99% населения Нидерландов хоть раз в жизни каталось на коньках. Там огромное количество стадионов: открытых, полукрытых, крытых. Вдобавок ко всему регулярно замерзают каналы, по которым, помимо обычного катания, организуют очень популярные марафоны вплоть до 100–километровых. Есть много клубов. В этой стране только профессиональных команд, где спортсменам платят зарплату, семь штук. А еще есть гигантское количество национальных, региональных, городских клубов, где также чтут традиции. Свою роль играет и повсеместная распространенность велосипедов. Нередко на тренировку или катание в соседний город жители добираются на велосипедах, что также обеспечивает определенную базу. Ну и, наконец, в Голландии не развивают все виды спорта. Там есть несколько «национальных», которым уделяется все внимание. Коньки, футбол, плавание, велоспорт, таиландский бокс. Остальные живут как хотят, но все вместе это позволяет выбирать из тысяч и тысяч занимающихся большое число талантливых спортсменов.


Гениев, лишь немногим уступающих Свену Крамеру, там так много, что пару лет назад спортивные функционеры Казахстана даже попытались переманить к себе парочку «новых казахов» с голландским акцентом. Те отказались, но уже во время Олимпиады в Сочи министр спорта Королевства Нидерландов Эдит Схипперс заявила, что ее страна будет помогать Казахстану развивать «профильный» вид спорта. Речь идет в том числе и о еще одной больной для белорусского спорта теме — тренерской.


Реализовать подобную «программу взаимопомощи» еще пару лет назад пытались и в Беларуси. Однако голландские тренеры, поначалу выразившие заинтересованность поработать с белорусскими спортсменами, отказались работать за предложенные им 300 евро зарплаты. Тема остается открытой и сегодня. В том, что любой подъем нужно начинать снизу, никакого секрета нет. С детей нужно начинать и путь к олимпийскому «золоту». Вот только работать с ними нужно профессионально. Просматривать, отбирать и уже лучших разгонять на чемпионские секунды. Вместе, сообща. Что реализовать в реалиях царивших в белорусском конькобежном спорте тренерских междоусобиц в прежние годы было весьма непросто. Сегодня, по словам Хатылева, ситуация меняется.


— Раньше даже на соревнования возили всех, кого только было можно. Сегодня количество уступает место качеству. В команды включают только тех, кто действительно является лучшим, а с юниорской сборной работали сразу пятеро тренеров. Они вместе привели своих воспитанников к четвертому месту на юниорском этапе Кубка мира. Постоянно организуются совместные сборы по программе Международного союза конькобежцев, семинары...


Определенное движение на льду действительно появилось. Но для качественного рывка вперед, без которого, вне всяких сомнений, белорусским конькобежцам никогда не составить конкуренцию на топ–уровне, семинаров мало. Нужна профессиональная система, выстраивать которую нужно начинать уже сейчас. Справимся?


Советская Белоруссия №33 (24416). Четверг, 20 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter