В Национальном художественном музее открылась выставка "Жизнь Кореи"

По древнему восточному обычаю

Национальный художественный музей, кажется, окончательно проникся модой на все восточное. Не успели торжественно отгреметь фанфары и отгореть салюты по случаю открытия выставки «Великолепный шелк», приуроченной к Дням культуры Китая в Минске, а в его стенах уже новые гости с далекого Востока. В первый (и до сегодняшнего момента единственный) раз шедеврами искусства Южной Кореи минчане любовались ровно 6 лет назад.



Южная Корея, не раз подчеркнули на открытии экспозиции ее организаторы, для многих белорусов по–прежнему — белое пятно на культурно–искусствоведческой карте мира. Далеко. Самобытно. Непонятно. Познакомить наших ценителей прекрасного с артефактами, олицетворяющими культуру корейцев, — основная задача выставки, отметил директор музея Университета Донгук Чон У Тхак:

— Что за страна Корея, как и чем она живет и что в ней происходит, до этой выставки мало кто из белорусов знал.

Корейскую повседневность для нас формировали как музейные сотрудники, так и частные коллекционеры Сеула. Некоторые произведения из их коллекций не выставлялись даже на родине — минуя художественные сокровищницы Кореи, их доставили прямиком в залы НХМ. Кстати, упаковка экспонатов — это для корейцев своего рода отдельный вид искусства, улыбается куратор выставки Руслан Абрамович:



— Мы были приятно удивлены их подходом: ящики, уплотнители, двойные вентиляционные слои... Так для нас не упаковывали даже шедевры крупнейших мировых музеев и галерей. Например, одна из самых старых работ, представленных на выставке, — картина «Проповедь Шакьямуни», датируемая 1777 годом, прибыла в огромном кованом сундуке удлиненной формы.

Вся сотня предметов корейского арта охватывает период в тысячу лет. Самый «взрослый» экспонат датирован XII веком. Один из выставочных уголков отведен корейским погребальным обрядам. Надгробные плиты и различные погребальные предметы (фигурки людей, животных, посуда) соседствуют с красочно оформленным паланкином — похоронными носилками, приспособленными для переноса тел. Не спешите удивляться: для корейцев, объясняет слегка шокированной публике президент Корейского фонда в Беларуси Ю Хен–сок, смерть — не повод для рыданий и трагедий. Это закономерный этап развития жизни, но ни в коем случае не ее конец:


— Посуда, предметы домашнего обихода — все это согласно нашим верованиям может понадобиться усопшему в загробной жизни.

Изучению традиций не только духовной жизни корейцев, но и быта посвящены сразу несколько блоков. По древнему восточному обычаю их дома принято разделять на две части по гендерному признаку. Современную мужскую комнату корейца с комнатой его белорусского собрата роднит разве что минимализм. При этом сразу бросается в глаза отсутствие столь любимых нашими мужчинами кресел и диванов. Тут самое главное — стеллаж для писем, канцелярский комод и письменный стол с обязательными четырьмя, как их называют, друзьями обучения: кистью, чернилами, бумагой и чернильным камнем.

У посетителей есть возможность заглянуть и на женскую половину: от сдержанной мужской ее отличают яркость и декоративность. Расписные комоды, подставки для зеркала и хранения косметики, цветастые напольные коврики из осоки — все это до сих пор используется в современных опочивальнях. Как и зачем, вплоть до 6 декабря готовы рассказать кураторы проекта.

Прямая речь

Чон У Тхак, директор музея Университета Донгук:

— Обе страны — и Беларусь, и Корея — обладают своими уникальными и неповторимыми этническими особенностями. Тем не менее у нас есть одна общая задача — стремление к улучшению жизни и созданию новой культуры на основе объединения старых и новых традиций. Как в белорусской культуре белый цвет является одним из национальных цветов, так и у корейцев существует традиция ношения белой одежды. Эта общая особенность позволяет мне чувствовать родство с Беларусью.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 201 (24831). Суббота, 17 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter