В Минске с 1 апреля закрывается универсам "Юбилейный-92"

Плохая шутка: с 1 апреля закрывается универсам «Юбилейный–92»

О закрытии универсама на минской улице Заславской узнал случайно. Он всегда славился, в частности, замечательной выпечкой собственного производства, за которой я периодически приезжал. В этот раз хрустящих рогаликов на стеллажах не было. И сам магазин, обычно переполненный покупателями, выглядел пустынным. «Ходят слухи, что закрывается», — заметил встретившийся в торговом зале знакомый.



Как закрывается? Он же с помпой открылся чуть более года назад после долгой реконструкции! Кому–то прежний облик нравился даже больше. Например, кафетерий или украшавший вход экзотический корабль... Как бы то ни было, инвестор явно не пожалел денег на обновление. Снаружи появилась пристройка, увеличившая площади до 1.400 кв. метров, внутри — новейшее итальянское торговое оборудование, заработали мощные кондиционеры, интерьер стал более рациональным и... респектабельным.

Магазин любили многие минчане, называя его «легендарным» и «знаменитым». Каждый находил в нем свою изюминку. Претензий к ассортименту и сервису было мало: подтверждения можно найти на интернет–форумах. Профессионалы торговли называли его одним из первых в стране магазинов формата «суперстор». Действительно ли закрывается? В Минторге об этом ничего не знают. Продавцы отводят глаза и разводят руками. Телефон администрации постоянно занят. Чтобы получить официальное подтверждение, пришлось пойти на хитрость.

Едва раздались щелчки фотокамеры, перед нами возник администратор: «Снимать запрещено!» Не вдаваясь в дискуссию, мы попросили пригласить самое высокое начальство, которому и объяснили цель визита: подтвердите, пожалуйста, слухи.



Заведующая Светлана Прокудина неохотно подтвердила: работаем до 1 апреля. Для нее это тоже неприятная неожиданность. Заняла эту должность недавно, строила планы, работа нравилась. Предположила, что магазин останется, только собственник будет другой. Комментариев избегала: я всего лишь наемный менеджер, обращайтесь к владельцам.

В администрации Центрального района о закрытии «Юбилейного» знают. Но удивились, узнав от меня, что он еще работает. Согласно уведомительному письму должен был закрыться еще 10 марта. Это плохо, что еще работает. У него давно были проблемы с платежами. Лучше бы за дело взялся новый собственник. Но с ним пока что–то не сложилось. Оказывается, прекратит работу и универсам «Заславль». Это очень плохо для района!

Заведующая не пожелала связать меня с владельцами магазина — чтобы получить разъяснения из первых уст. Но пообещала: вам позвонят. Не позвонили. И это наталкивает на грустные размышления.

Обычно бизнес заранее извещает нас о новом торговом объекте: «Скоро открытие!», «Мы открылись!» Открытие нередко превращается в праздник, сопровождаемый скидками и подарками. Нас старательно убеждают: «Все для вас!» Это нормально. Тем более нормальны извещения о грозящих нам неудобствах. В такое–то время в доме будет отсутствовать горячая вода — предупреждает ЖЭС объявлениями на дверях. Завтра будет перекрыто движение по таким–то улицам, на таких–то магистралях будет проводиться операция «Скорость» — информирует по радио ГАИ.

Закрытие «Юбилейного» осложнит жизнь очень большому количеству граждан, проживающих в огромном жилом массиве между проспектами Победителей и Машерова, улицами Мельникайте и Заславской. Здесь живут тысячи людей, расположены несколько банков и множество офисов. Но нет другого крупного супермаркета. Как нет и маленьких магазинов шаговой доступности. Положим, респектабельным покупателям на машинах, которых в «Юбилейном» всегда было много, нетрудно проехать пару километров до «Короны». А куда деваться пожилым, которые ходят за покупками с палочкой и 1 апреля увидят на дверях вывеску «Магазин закрыт»? Как долго им ждать следующего открытия?

Причин для продажи бизнеса владельцем может быть много: потеря к нему интереса, давление конкурентов, неудачный бизнес–проект, финансовые проблемы... Это тоже, увы, нормально. От цивилизованной коммерции хотелось бы ждать не только агрессивной публичной рекламы, но также публичной благодарности и... извинений. Мы, дескать, были счастливы работать для вас, приносим извинения — как–то так. Уходить тоже нужно красиво! Вышло не очень...

Прецедент дает основания внимательнее приглядеться к развитию белорусского ретейла, то есть крупных торговых сетей: кто приходит, кто уходит, каковы тенденции и действительно ли они оборачиваются исключительно к нашему благу?

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 50 (24680). Вторник, 17 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter