О проблемных вопросов малого и среднего бизнеса в Беларуси

Плохая привычка

О проблемных вопросах малого и среднего бизнеса...
Данные, которые неприятно удивили и чиновников, и представителей бизнес–сообщества. Оказывается, до 80 процентов продукции легпрома, которой торгуют предприниматели на рынках и в торговых центрах, имеет проблемы с маркировкой. То есть то, во что нам с вами предлагают одеваться, неизвестно где выпущено. Непонятно когда и откуда завезено. У кого–то после этого будут сомнения, что техрегламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» не лишний документ?

В мониторинге торговли, который прошел в начале месяца, довелось поучаствовать и мне («Господа, давайте придерживаться регламента», «СБ» от 5 ноября). После прогулки по минскому торговому центру задумался об уровне правовой грамотности некоторых ИП. Но в целом показалось, что большинство продавцов стараются работать толково. Ан нет! Ошибся. Когда Минторг и Госстандарт проверили больше сотни ТЦ и рынков, выяснилось, что подтверждать качество и безопасность своего ассортимента, как того требует упомянутый акт Таможенного союза, готова лишь четверть бизнесменов. Остальные? Не в состоянии даже следовать нормам закона о защите прав потребителей. Что называется, своего, привычного документа. Столько лет работают и, наивные, не слышали, что на одежде должен быть ярлычок со всей необходимой информацией?

Дело не в формальностях, а в каком–то навязчиво стойком нежелании изменять привычке. Брать ширпотреб за бесценок — продавать втридорога. А на любое предложение начать торговать цивилизованно вспоминать про высокую аренду, бессонные ночи в автобусах. И кричать: «Караул!» Никто не говорит, что сертификация или декларирование товара — процесс легкий. Представляю, насколько загружены будут три десятка действующих в стране испытательных лабораторий, если все ИП рванут сдавать туда образцы. Но почему бы не закупать продукцию напрямую у производителей или у оптовиков, у которых есть все документы о безопасности? Выходит, поставка одежды без опознавательных знаков — осознанный выбор большинства из 170 тысяч предпринимателей–торговцев? Увы...

На прямые поставки и работу с оптовыми организациями ориентировал мелкий бизнес и вице–премьер Петр Прокопович на недавней встрече с руководством предпринимательских союзов. «Контейнер с товаром из Китая идет четыре дня. Так что за проблема закупить и направить сюда товар и нормально с ним работать, а не ехать предпринимателям самим в Россию и покупать у неизвестных посредников?» — высказал недоумение П.Прокопович. Он пообещал, что со стороны государства свою оптовую активность повысят Белкоопсоюз, «Белтаможсервис». Только бы предприниматели обращались к ним. Однако на встрече, наверное, впервые прозвучали внятные аргументы, почему большинство ИП предпочитают «древний» формат поставок. Они лежат в налоговой плоскости. Уплата НДС по стране назначения может быть невыгодной крупным торговцам. Поэтому они вместо отгрузки мелкооптовых партий и предлагают нашим ИП закупаться фактически в розницу. Тогда и никаких накладных не нужно выписывать. Кроме того, многих из ИП очень привлекает возможность уплаты двойной ставки единого налога взамен на отсутствие всяких сопроводительных документов. Норма, которая раньше воспринималась как стимул к занятию бизнесом, превратилась в законодательную лазейку. Товар неизвестного происхождения покрывается двойным налогом и так легализуется. Для фискальных органов — да. Но как быть с правами потребителя? Не пора ли от этой формулировки отказаться?

Итог дискуссии: решено создать рабочую группу по решению проблемных вопросов малого и среднего бизнеса. В нее войдут представители госорганов и бизнес–союзов. До июля будущего года, когда техрегламент обязательно заработает на территории нашей страны в полную силу, времени осталось немного.

А отсрочек больше не будет. Куда медлить, если четыре из пяти образцов обуви–одежды, которые предлагает мелкая торговля, можно отнести к контрафакту. Вас это не пугает? Хотя каков спрос, таково и предложение. Если на рынке такая доля продукции укрепилась прочно, значит, к тому есть предпосылки. Часто ли мы ищем тот самый ярлычок? Или спрашиваем документы о качестве? Вы возите — мы покупаем и носим. Такой вот «социальный договор». Трудно ведь изменить привычке, которая формировалась столько лет.

Советская Белоруссия №217 (24354). Вторник, 19 ноября 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter