Плата за страх

В конце 90–х годов было введено обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев. Дело нужное, важное...

В конце 90–х годов было введено обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев. Дело нужное, важное. Мировая практика. К тому же удобно. Провинился в ДТП — ущерб пострадавшему возместит страховая компания. 6 уполномоченных на «автогражданку» организаций собирают с автолюбителей взносы. А сами, в свою очередь, делают отчисления в гарантийный фонд Белорусского бюро по транспортному страхованию. Чтобы всегда имелся резерв для выплат. Бюро должно работать и на приумножение капитала. В теории. А на практике? Вопрос этот вчера изучала коллегия Комитета госконтроля.


...Сколько, вы думаете, могут стоить напольные часы для офиса? Миллион, два? Как бы не так! Правильный ответ — 22 миллиона рублей. А акустическая система с проигрывателем? Чего уж мелочиться — 114 миллионов. Сотовый телефон? Думаю, не многие видели такие — стоимостью 3,6 миллиона рублей. Их ввозили эксклюзивно из–за рубежа. А еще два автомобиля представительского класса «Ауди А6» 2007 и 2008 года выпуска за 114 и 140 миллионов рублей. Этим имуществом обзавелось бюро с легкой руки генерального директора.


А почему бы и нет? Государство у нас богатое, не обеднеет... Ведь получилось, что деятельность бюро фактически никем не контролируется. А наблюдательный совет, похоже, собирался только для того, чтобы утвердить сметы расходов. А тратить было что. На счете фонда — 46 миллиардов рублей. По оценке Комитета госконтроля, сумма достаточная, чтобы удовлетворить любой иск в течение ближайших... 30 лет! Видимо, поэтому руководство бюро и не видело меры своим расходам.


Вот любопытный факт. 17 миллионов рублей генеральный, его супруга (к бюро не имеет никакого отношения) и заместитель потратили на лечение. Между тем государственные контролеры обнаружили серьезные проколы в работе бюро. Например, 760 миллионов рублей фактически «сгорели» в разорившемся Белорусском биржевом банке. И урок не пошел впрок. В 2003 году гендиректор заключает депозитный договор с еще одним ненадежным банком. 1,4 миллиарда рублей удалось забрать только векселями. Векселя и еще более миллиарда средств фонда направлены на строительство офиса. 1.800 квадратных метров! Условно говоря, по 50 «квадратов» на каждого сотрудника. Только вот с 2003 года, когда была произведена предоплата строительной компании, на месте под офис выведен только нулевой цикл...


Сейчас материалы переданы в департамент финансовых расследований, а коллегия Комитета госконтроля рекомендовала уменьшить взносы страховщиков, коль их необоснованно много. Кроме того, проценты от размещения средств фонда должны идти на его пополнение, а контролировать деятельность такой состоятельной организации, как это принято в мире, наверное, должны те, кто ее по сути дела финансирует, — общее собрание страховщиков. «Барские замашки за государственный счет, — подчеркнул председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать, — не пройдут».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter