Пламенный мотор? Лучше не надо

Можно ли доверять качеству бензина на заправках?
Можно ли доверять качеству бензина на заправках?

Снег растаял, лужи высыхают, солнце «расправляет плечи». И вот уже широко распахиваются двери многочисленных гаражей, всю зиму остававшихся «замурованными». Успев истосковаться по своим «Жигулям» и «Фольксвагенам», на дороги в массовом порядке выезжают пресловутые автолюбители–«подснежники». Естественно, в этот период объем продаж бензина или дизтоплива стремительно возрастает, а рентабельность топливного бизнеса вызывает щекотливые «олигархические» ассоциации. Но ведь известно, что иногда в яростной погоне за прибылью коммерсант может напрочь забыть о собственном реноме и под видом свежайшей семги подсунуть покупателю давно протухшую плотву. Так и с бензином — есть ли сейчас у водителей гарантии, что залитое ими на заправке топливо окажется качественным и экологически безупречным? Особенно в случае, когда приходится срочно заправляться из сомнительной колонки, принадлежащей далеко не раскрученному нефтяному брэнду.

Помню, несколько лет назад я сам попал в такую ситуацию на провинциальной АЗС в Витебской области. Купив 20 литров 92–го бензина, уже через десяток километров молил Бога о том, чтобы хоть как–то дотянуть до дома: двигатель стал «троить», «чихать», из выхлопной трубы, как в дореволюционной кочегарке, валили черные клубы дыма. Позже в Минске после такого путешествия пришлось срочно чистить карбюратор. А если бы мне пришлось ездить на таком вот псевдобензине более–менее регулярно, итог оказался бы еще более плачевным: забитый бензонасос, нагар в топливной системе, разрушение металлических и резиновых деталей и т.д.

Однако использование фальшивого топлива чревато потерей не только автомобильных механизмов, но и собственного здоровья. Ведь в чем опасность самой распространенной технологии подделки бензина? Где–нибудь на далеком российском нефтеперерабатывающем предприятии шулеры покупают дешевый низкооктановый бензин — так называемый прямогон. Потом в него заливается любая присадка, повышающая октановое число, — чаще всего гидростабилизирующий пироконденсат. В результате этих нехитрых манипуляций готовый продукт действительно отдаленно становится похожим на 92–й или 95–й бензин. Но эта «болтушка» — настоящая мина замедленного действия. Дело в том, что из–за содержащихся в ней примесей концентрация ядовитого бензола здесь просто запредельная. А врачи утверждают, что для человека постоянные ингаляции этим самым бензолом — прямой путь к появлению «букета» очень серьезных и даже смертельных болезней.

Словом, с некачественным топливом шутки плохи. Насколько же острой является у нас проблема торговли поддельным бензином?

Начальник управления концерна «Белнефтехим» Николай Долгопалец считает, что в последнее время особых нареканий деятельность автозаправок не вызывает. Причина здесь не только в том, что в республике существует жесткий контроль качества реализуемого бензина: проверки регулярно проводятся сотрудниками самых разных ведомств — от Комитета госконтроля до Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации. Есть и еще один очень важный нюанс. Дело в том, что практически все продаваемое в стране топливо производится на отечественных нефтеперерабатывающих заводах. Как известно, два наших флагмана — Мозырский нефтеперерабатывающий завод и ОАО «Нафтан» — недавно провели серьезную модернизацию производства, которая позволила выпускаемому ими топливу соответствовать самым жестким европейским стандартам. На каждую партию поставляемого на заправки бензина завод–изготовитель выдает специальные паспорта качества, которые являются гарантией соответствия продукта всем необходимым нормам и ГОСТам. Паспорта должны храниться на АЗС до тех пор, пока полностью не будет реализована вся партия бензина. И любой водитель может потребовать у работника автозаправки предъявить эти сертификаты качества, если вдруг в чем–то засомневается.

За подлинностью продаваемого бензина следят многочисленные лаборатории. Скажем, раз в месяц из емкостей автозаправочных станций берут топливо и после проведения необходимого анализа записывают его результаты в журнал учета отбора проб.

Кроме того, сейчас автозаправки оборудованы специальными компьютерными системами, которые позволяют отслеживать все манипуляции оператора по отпуску бензина и получению за него денег — это тоже лишний аргумент в пользу того, что продавать вам «левак» поостерегутся.

Наконец, в последнее время небольшие частные заправки остались у нас практически в единичных экземплярах, не выдержав конкуренции с гигантами вроде «ЛУКойла» или «Славнефти». А эти компании мало того что ревностно следят за безупречностью своих торговых марок, так еще и предпочитают перерабатывать собственное сырье опять же на белорусских заводах.

И все же, безусловно, ситуацию с качеством бензина у нас в стране нельзя назвать идеальной. Нет–нет да и встречаются еще смельчаки, рискующие торговать поддельным топливом. Только в 2004 — 2005 годах различными проверками было выявлено 13 субъектов хозяйствования, «химичивших» с бензином. Чаще всего контролерам приходилось сталкиваться с превышением в несколько раз допустимых норм содержания бензола. А причиной этого было присутствие в исследуемом топливе уже упоминавшегося пироконденсата. Подобные ядовитые «коктейли», как правило, были произведены в России и закупались нашими горе–бизнесменами через посредников. Естественно, нарушителей пришлось штрафовать и лишать лицензий на торговлю. И в последнее время, как утверждают специалисты Комитета по стандартизации и «Белнефтехима», серьезных жалоб потребителей на качество топлива не поступало...

Так что, в принципе, собираясь заправиться бензином на АЗС, за сохранность машины и собственное здоровье особенно волноваться не стоит. Ну а если все–таки мотор авто внезапно «закашлял» и вы грешите на суррогатное горючее, немедленно бейте во все колокола.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter