Посмотрели, как спасатели проводят испытания боевой одежды на огнестойкость

Пламенные опыты из хоррора

Хотите знать, зачем в секретном ангаре под Борисовом строят фрагменты настоящих помещений и сжигают их при 800 градусах?

Огонь из ласкового теплого друга может быстро превратиться в опасного жгучего врага. И тогда желательно иметь в распоряжении преграду, которая на какое-то время задержит его, давая возможность спастись. Оказывается, все строительные конструкции, которые используются при возведении жилых домов, офисов и предприятий обязательно проходят проверку на огнестойкость. Спасатели должны знать, сколько выдержит та или иная дверь, перегородка, чтобы успеть эвакуировать людей и приступить к тушению пожара. Каким краш-тестам подвергаются двери, крыши, окна, корреспондентам «СБ. Неделя» показали в Центре испытаний НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС. Спойлер: бонусом мы посмотрели, как при открытом пламени (не) горит форма пожарных.

Классный полигон

Ангар, в котором строительные конструкции проходят испытания огнем, гигантский — высотой, пожалуй, с пятиэтажный дом. Под крышей ездит кран-балка, переносящая тяжести. По сути, это большая строительная площадка, где постоянно проводятся строительно-монтажные работы. Из блоков и других материалов здесь возводят фрагменты настоящих помещений, в которые монтируются лифтовые и противопожарные двери, ворота и дымозащитные группы, накладывается внешний утеплитель. Словом, все то, чему предстоит продемонстрировать свою устойчивость к высокой температуре.

— Сердце ангара — цех с испытательными печами, где определяем огнестойкость конструкций, — показывает Юрий Ивлев, начальник испытательно-исследовательского полигона НИИ ПБиЧС МЧС. — Еще здесь есть лабораторный корпус. В одной из лабораторий определяют пожарно-технические характеристики веществ и материалов. В другой, с подвесным потолком, высота которого может достигать 11 метров, испытывают системы автоматического пожаротушения.

Особая гордость — установка по определению огнестойкости крыш. Длина этой печки составляет 12 метров, что позволяет «обжигать» большепролетные конструкции. Как раз сейчас рабочие монтируют фрагмент перекрытия для определения его фактического предела огнестойкости.

— Наш центр испытаний — один из ведущих на всем пространстве ЕАЭС, — не скрывает гордости Юрий Ивлев.   

— Протоколы испытаний, которые выдаются здесь, признают во всех странах Евразийского экономического союза. У нас есть более 900 стандартизированных методов по различным направлениям. Проводились и уникальные испытания — например, для конструкций, использовавшихся при строительстве БелАЭС.

Буйство взаперти

Пытке огнем подвергается дверь с больничного коридора. Такие устанавливают, чтобы пламя не могло свободно разгуляться по всему объему здания. Светопрозрачная часть двери выглядит как обычный стеклопакет. Дверь установлена в портале специальной огневой камеры, необогреваемая сторона «опутана» проводками с датчиками. Идут последние приготовления: инженеры в касках оставляют на небольшом расстоянии от бокса штативы с устройствами, похожими на маленькие микрофончики, проверяют рации. Одно нажатие кнопки — и в камере с агрессивным ревом появляется пламя.

— Мы определяем предел огнестойкости противопожарной двери второго типа, — комментирует начальник испытательно-исследовательского полигона. — Второй тип означает, что эта дверь должна оставаться целой, удерживать дым на протяжении 30 минут, а также не передавать тепло с обогреваемой стороны на необогреваемую.

Сказано очень скромно: внутри испытательной установки ревет и беснуется пламя, которое подается шестью горелками. Температура в камере превышает 800 градусов — да, именно до таких значений доходят температуры в эпицентре пожара.

— Критерий, который позволяет… — продолжает Юрий Ивлев — и тут со стороны двери раздается громкий взрыв, который заставляет нас шарахнуться в сторону, втянуть голову в плечи и потерять нить беседы. Что, дверь уже не выдержала? Пора бежать? Да нет, стоит — только стекла потемнели.

— Это нормально! — улыбается начальник.   

— Дело в том, что противопожарное стекло состоит из нескольких слоев, в нем чередуются непосредственно стекло и специальный гель. Из-за воздействия огня и жара разрушился первый слой стекла — отсюда и хлопок. Сейчас работает противопожарный гель, это из-за него стекло помутнело. Дверь держится хорошо: целостность не нарушена, если ее сейчас потрогать, алюминий и стекло будут не теплее 30 градусов.

Признаться, желания приближаться вплотную и щупать дверь ни у кого не возникло (интересно почему). Но нужно отдать ей должное — в реальной ситуации того времени, на протяжении которого мы наблюдаем за огнем, с лихвой хватило бы, чтобы убежать и даже кое-какие вещи с собой прихватить.

36 минут

Инженеры постоянно всматриваются в дверь, делают какие-то пометки, что-то говорят в рации. Это с кем они беседуют? Оказывается, вся информация передается на пульт управления испытаниями. Из помещения на втором этаже превосходно видно происходящее в огневой камере, плюс события дублируются на огромном мониторе, который позволяет приближать или отдалять изображение. В режиме реального времени сюда стекаются все параметры и цифры, данные о температуре, тепловых потоках. Они постоянно сравниваются с заданными параметрами. Отсюда идет управление печами в автоматическом режиме.

Ежедневно на полигоне проходят испытания 3 — 4 видов строительных конструкций. Специалисты проверяют на огнестойкость двери, стены, кровли, воздуховоды и даже специальные противопожарные элементы подвижного состава железнодорожного транспорта. Но вернемся к нашему стеклопакету.

Идет 20‑я минута испытаний. Дверь белорусского, кстати, производства держится молодцом, ни дым, ни огонь сквозь нее пока не прорвались, то есть предельные состояния не фиксируются. Датчики теплового потока на штативах тоже не показывают превышения. Они, к слову, находятся на расстоянии, на котором обычно висят шторы (те могут воспламениться от жара). Заявленный предел стойкости — полчаса, но обычно испытания проводятся с запасом: дверь будут «мучить» 36 минут.

Обжигающий выброс

Еще одно очень важное направление деятельности института — разработка боевой одежды для пожарных. Она должна быть не только прочной, удобной и функциональной, но и обеспечивать защиту бойца. Спасатели никогда не знают, с чем им придется столкнуться. Любой баллон лака для волос или освежителя для туалета может спровоцировать внезапный выброс пламени. А звено газодымозащитной службы, которое обычно входит в помещение первым, должно не только уцелеть, но и спасти людей из огненной ловушки. Поэтому для ткани, из которой шьется боевая форма, очень важна огнеустойчивость.

Направляемся в лабораторию испытаний средств защиты спасателей-пожарных. Здесь проверяют кислородный индекс материала верха, устойчивость ткани к истиранию, многократному изгибу, открытому пламени, тепловому потоку температурой 300 градусов, а также к контакту с предметом, разогретым до 400 градусов.

Если материал признан достойным, из него шьется экспериментальный образец, который проходит очередное испытание в установке «Термоманекен». Это очень интересное и эффектное зрелище.  

Вообразите себе: вертикальный манекен, облаченный в костюм пожарного, в специальной камере «проезжает» между четырех горелок, в каждой из которых два сопла. Внутри манекена расположены датчики. Благодаря им на монитор выводится температура подкостюмного пространства. Специалисты могут сравнить ее с нормальной и оценить уровень защиты от огня, которую обеспечивает одежда. Периодически одним нажатием кнопки оператор дает мощный выброс пламени. Костюм при этом не воспламеняется и даже не теряет пристойного внешнего вида.


Для того чтобы проверить влияние теплового потока, в комплексе установлены три панели, внешне напоминающие большие обогреватели. Каждая из них может разогреться до 800 градусов.

— Этот «Термоманекен» — уникальный испытательный комплекс для стран СНГ, — подчеркивает Андрей Старовойтов, начальник научно-исследовательского центра в области ликвидации чрезвычайных ситуаций НИИ ПБиЧС МЧС. — Дело в том, что в нем для определения температуры подкостюмного пространства используется 30 датчиков, а у других — только 11. Соответственно, мы можем контролировать больше параметров, создавать сверхнормативную нагрузку для исследуемых образцов. Здесь можно исследовать одежду не только пожарных, но и работников разных отраслей промышленности.

Модные тенденции

Гардероб у спасателей немаленький. Среди моделей — повседневный костюм, в котором боец несет службу в подразделении, костюм для работ, не связанных с тушением пожара (например, выезд на ДТП). А также боевая одежда общего назначения — плотные огнеупорные бушлат и штаны, непромокаемые ботинки, перчатки, не прогорающие от соприкосновения с раскаленным предметом, шлем и подшлемник, который защищает шею.

Есть еще, скажем, боевая одежда «Арктика» — она предназначена для выполнения задач в условиях холода. Отличается повышенной морозостойкостью, но по весу немного тяжелее, чем обычная одежда пожарного.


Мы проводили испытания в лабораторных условиях, а также натурные испытания в камере тепла и холода при минус 50 градусах. Все прошло отлично, — добавляет Андрей Старовойтов.

Еще одна разработка — одежда для тушения пожаров на открытом воздухе, например, лесных, торфяных. Она отличается меньшей массой: более «летняя», эргономичная, но в то же время заявленные требования по защите и безопасности выполняет. При ее изготовлении используются ткани светлых тонов, чтобы спасатели не сливались с окружающей средой и были заметны. Немножко завидую пожарным, ведь с такой большой линейкой экипировки у них никогда не стоит вопрос «что надеть?». Но главное, все это безопасно и очень эффективно: спасатели — 1, огонь — 0.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter