Пистолет Воеводина

Пистолет Воеводина: эксклюзив для командиров

Еще со времен гражданской войны командиры Красной Армии уделяли большое значение личному огнестрельному оружию

Еще со времен гражданской войны командиры Красной Армии уделяли большое значение личному огнестрельному оружию. Такие качества, как эффективность и надежность, ставились на первое место. В разоренной стране на вооружении отчаянно сражавшейся армии стояли германские, английские, бельгийские и другие пистолеты и револьверы десятков систем. Среди всего многообразия особой популярностью пользовались пистолеты системы Браунинга, в основном модели 1900 года, и варианты немецкого пистолета системы Маузера С–96 с приставной кобурой–прикладом. Браунинг и Маузер — эти имена в оружейном искусстве стали нарицательными. Их знают все. Так же, как и Токарева, конструктора легендарного ТТ. Некоторые маэстро оружейного дела и их изобретения, наоборот, остались забытыми. Сегодня в нашей традиционной рубрике мы расскажем об одном из них — пистолете конструктора Воеводина.

Поставить новый пистолет на вооружение помешала война


НЕХВАТКУ автоматических пистолетов в 20–е годы решали закупкой в Германии пистолетов Маузера образца 1896 года под 7,63 мм патрон. Кроме армейских командиров, ими активно пользовались органы ЧК и ОГПУ, а позже НКВД. О значительном количестве покупаемых в Германии «маузеров» говорит то, что за границей их еще долго называли «маузер–боло», то есть «большевистский». После окончания гражданской войны и постепенного восстановления экономики советское правительство начало задумываться над созданием отечественного автоматического пистолета для комсостава. Однако вместо мощного боевого пистолета на вооружение приняли маломощный пистолет карманных размеров ТК–26 системы Коровина под 6,35 мм патрон. Легкий и компактный, он не слишком обременял партийных функционеров своей тяжестью, но отвергался боевыми командирами, как игрушка, не пригодная к настоящему бою.

В конце 20–х оружейникам было дано задание придумать более приемлемый автоматический армейский пистолет. В качестве основы для оружия был выбран 7,62 мм патрон. После недолгих испытаний в 1930 году без серьезной проверки на вооружение был принят пистолет ТТ системы Токарева. Первый образец пистолета оказался «сырым». После переработки и доводки ТТ снова приняли на вооружение в 1933 году. Однако в конце 30–х годов конкурс на армейский пистолет объявили снова. Причиной стал так и не исправленный недостаток ТТ–33 — недостаточная надежность системы предохранения. 



В конкурсе на новый пистолет участвовал сам Токарев, а также оружейники И.И.Раков, С.А.Коровин и П.В.Воеводин. Полевые испытания были проведены в июне 1940 года, но ни один из образцов испытания не прошел. Все конструкторы дорабатывали свои пистолеты, и в марте 1941 года снова представили их на испытания. По результатам этой проверки установили, что именно пистолет Воеводина наиболее полно удовлетворяет требованиям комиссии. Главными плюсами стали большая емкость магазина, что давало большую скорострельность и кучность стрельбы. 

Начавшаяся война не позволила поставить пистолет Воеводина на вооружение. В военное время переходить с отработанного в производстве ТТ, который изготавливали на разных заводах, на новый пистолет было невозможно.

Ствол сделали тонким, чтобы можно было отстреливаться из танка


СТОИТ отметить, что характерный внешний вид пистолета и его конструкция стали результатом технического задания. Одной из причин объявления конкурса на новый пистолет было то, что находившийся на вооружении ТТ–33 не мог использоваться автобронетанковыми войсками. Его ствол в кожухе был слишком толст для того, чтобы вставить его в смотровую щель танка или бронемашины и отстреливаться от врагов. По этой причине он и не устраивал военных. 

Исходя из этих соображений в пистолете Воеводина ствол был тонким, мог входить в смотровую щель танка.

Несмотря на значительные положительные качества пистолета (в первую очередь — 18–зарядный магазин), имелись и минусы. Все они объясняются «сыростью» пистолета, тем, что его так и не довели до ума. Так, магазин извлекается очень тяжело — одной рукой это сделать практически невозможно. Пружина защелки оказалась очень тугой. Обводы пистолета «квадратные», что приводит к излишней массивности и большому количеству металла на корпусе. К тому же пистолет очень трудоемок в производстве: корпус, изготавливаемый фрезерным методом, имеет сложную конфигурацию. При постановке пистолета на промышленное производство наверняка возникли бы большие проблемы из–за низкой технологичности.

Вместительный 18–зарядный магазин также далек от идеала. При заряжании его патронами пружину подавателя перекашивает, патроны удерживаются недостаточно надежно — так и норовят выскочить наружу. Эти недочеты значительно уменьшали практическую скорострельность, которая и была главной целью при создании большого магазина. Одним словом, очень интересный и перспективный пистолет не был отработан в достаточной степени для принятия на вооружение армией.

Свое изобретение Воеводин подарил Сталину


ВСЕГО за период с 1939 года до конца войны было изготовлено не более полутора тысяч пистолетов системы Воеводина. О судьбе большинства из них ничего не известно. Но некоторые из этих пистолетов «засветились» очень ярко. Так, в 1942 году конструктор изготовил образец пистолета в подарок Сталину. Сейчас этот пистолет хранится в фондах Военно–исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт–Петербурге. На пистолете выгравирована подарочная надпись «Наркому Обороны СССР тов. Сталину от автора. 1942». 



НА ФОТО — образец пистолета системы Воеводина, который был подарен начальнику Центрального штаба партизанского движения генерал–лейтенанту П.К.Пономаренко. На рукояти пистолета с номером 524 выгравирована дарственная надпись от Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (Артком ГАУ), который занимался разработкой и внедрением стрелкового оружия. Вероятно, пистолет был подарен Пономаренко одновременно с присвоением ему в 1943 году звания генерал–лейтенант. Сейчас этот уникальный пистолет хранится в фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, который, кстати, был создан по инициативе Пономаренко в 1944–м.

Сергей ЛОПАРЕВ, научный сотрудник отдела
фондов Белорусского государственного музея
истории Великой Отечественной войны
Фото Александра СТАДУБА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter