Пьеса с печальным финалом

Театральная тема не так давно громко прозвучала на совещании с руководством Совета Министров. Александр Лукашенко потребовал выйти на равнодолевое финансирование театров. Причем еще в 2021 году Глава государства, посещая Национальный академический театр имени Янки Купалы, поручил перевести театры на равнодолевое (бюджет плюс собственные средства) финансирование расходов. То есть сколько труппа заработала своими силами, столько и получит в качестве поддержки из госбюджета. Однако, судя по всему, это поручение пока не выполнено. Более того, на рассмотрение белорусскому лидеру вынесли проект нового указа, причем предлагаемые подходы расходятся с ранее озвученными им требованиями. Потому и реакция последовала достаточно жесткая: «Какие вы еще деньги у меня просите? 50 процентов мы даем театрам дотацию. Тем театрам практически, которые в 2020 году выступили за уничтожение государства».

Фото из архива «СБ»

Важная тема, ведь и так, по нашим меркам, театры получают немалую помощь — 50 процентов бюджета! Но, когда прочитала новость, захотелось посмотреть на доходы тех самых, выступавших за уничтожение нашего государства и в итоге сбежавших в Польшу. Хотя, казалось бы, чего им не хватало? К 100-летию театра баннеры висели на каждом столбе. Еще в 2011—2013 годах государство вложило колоссальные средства в реконструкцию знакового объекта. Правда, вслед потянулась череда уголовных дел: слишком уж дорогую мебель и украшения приобрели в бытность директором театра позже бежавшего в багажнике «культурного» деятеля.

Так вот, о вставшей на пяту и прогарцевавшей в варшавские пенаты вслед за своим лидером части труппы. Что с ней стало спустя два года? Пролил свет на существование этой «міфічнай істоты» один из уже немолодых актеров. Выглядит он сейчас изрядно печальным и обрюзгшим. И есть отчего.

Итак, по его словам, в Польшу переехали полторы дюжины людей. До сих пор постоянной сценической площадки у них нет. В планах новых спектаклей и репетиций — тоже. «Вот найти бы площадку, которая согласится с нами сотрудничать, играть хотя бы два-три спектакля в месяц». А то они сыграли один и сидят уже полтора месяца, ничего не происходит.

Кинулись к своим былым покровителям, а от тех — одни советы. Запоздало и горько артист цитирует Ильфа и Петрова: «Помогите материально». Задача у них — выживание. Перспективы туманнее не придумать: «Как-нибудь будем развиваться».

Чем живут? Некоторые таксуют. «Калі творца падпрацоўвае таксоўцам, ён павінен заплаціць за арэндную машыну 800 злотых у тыдзень ды яшчэ на сябе зарабіць. І калі ён круціць баранку па 10—12 гадзін, застаюцца сілы, каб дайсьці да дому і легчы спаць. І ні пра якую творчасьць, ні пра якае «ўжыванне ў вобраз» гаворкі не ідзе».

А между тем себе дорожку именно этот человек на Запад протаптывал задолго до 2020 года. Признается, что с 2008-го сотрудничал с экстремистским пропольским телеканалом, каждый месяц приезжал в Польшу, а то и чаще. «Прививку» получил, по собственному выражению. Но и переехал не сразу, а только прожив почти весь 2021 год в Беларуси. А теперь вот «перспективы не такие ясные, как когда переезжал».

Сравним с купаловцами настоящими, которые не покинули стены родного театра. Например, с нашими народными артистами Геннадием Овсянниковым, Зинаидой Зубковой, Тамарой Мироновой… И не только с легендами. Престарелый лицедей развивает мысль, что в Купаловский набрали одних российских артистов, переучивают их. Открыла наугад афишу: легендарный спектакль «Чорная панна Нясвіжа». Барбару играет уроженка Гомеля Таиса Введенская, Жигимонта Августа — Михаил Свита из деревни Будслав, что на Мядельщине…

В начале февраля министр культуры Анатолий Маркевич рассказал о работе Национального академического театра имени Янки Купалы: «За два года купаловская сцена увидела более 360 спектаклей. Сам театр посетили около 70 тысяч человек. И задумки тех, кто когда-то рассчитывал подорвать его работу, разбились о талант, творчество и огромное желание трудиться на благо театра и нашей страны».

Несколько десятилетий назад я видела ставшего потом беглым актера в «Тутэйшых»: он играл немецкого и польского офицера, начальника патруля. Теперь остается вживаться в образ таксиста. Каким печальным получился финал этой пьесы…

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter