16 января – Международный день ледовара

Первый на катке

На лед Александр Востряков выходит раньше всех и уходит последним, катается по десять раз на день, но не на коньках. Он – ледовар, и хотя этой профессии нигде не учат, без нее не обходится ни один каток. Вместе с инженером отдела подготовки льда «Чижовка-Арены» мы отправились шлифовать большую площадку к финалу Рождественского турнира по хоккею.


Лед круглый год

Это только кажется все легко: выехал на большой махине на арену да катайся по кругу, пока весь снег не уберешь. На самом деле от мастерства ледовара во многом зависят и скорость профессиональных спортсменов, и безопасность любителей массовых катаний. Считается, что лучшие покрытия делают те, кто сам пришел из спорта и знает не по конспектам, каким должен быть лед. Ведь даже его температура в разных видах спорта нужна определенная:

– Для фигуристов – минус 3–4 градуса, для хоккеистов пожестче – минус 6–7, для конькобежцев еще тверже – минус 10–12, – инженер Саша морозный «накал» поверхности легко определяет на глаз, даже не выходя на каток.

Чтобы управлять комбайном, права не нужны

В прошлом Александр профессиональный конькобежец, член национальной сборной и многократный чемпион страны. Окончил Белорусский государственный университет физической культуры и, завершив спортивную карьеру, со своей стихией не расстался:

– Пошел водителем ледоуборочного комбайна. Три года делал лед на «Минск-Арене», чемпионат мира по хоккею обслуживал, набирался опыта. Хотя в стране более 150 катков, машинистов нигде специально не обучают. Все мы – самоучки. Специальные права для этого не нужны.

Какое-то время парень совмещал работу на двух главных аренах страны – в зимний сезон, когда проходят международные турниры, ледовары нарасхват. Год назад перешел на должность инженера отдела подготовки льда «Чижовка-Арены». Теперь отвечает за работу машинистов и ремонтировщиков, обслуживает технику, да и сам на лед выезжает нередко. «Универсальный солдат», – говорят о нем начальники.

Помощники ледовара – комбайны Zamboni электрические – подзаряжаются от сети

Слоеный пирог по рецепту

Александр открывает дверь гаража, где между заливками заряжаются энергией главные помощники ледовара – комбайны Zamboni:

– Они электрические – подзаряжаются от сети. Саша отсоединяет аккумулятор, осматривает махину со всех сторон и садится в кресло водителя. До начала матча – минут 30, а значит, самое время выводить комбайн на поле. Его уже заправили специально очищенной горячей водой (50–60 Со), которая будет плавить верхний слой льда.

На заправку требуется тысяча литров: этого хватит на один слой покрытия. Вода проходит несколько степеней очистки и превращается в кристально-прозрачную неживую субстанцию.

Каток, как слоеный пирог. Чтобы поднять лед с бетонной плиты по международным стандартам, уходит три дня. Сначала делается подушка в 0,8 миллиметра, затем наносится белая краска, чтобы хорошо была видна шайба во время съемок. Сюда же запечатываются разметка, реклама и логотипы спонсоров. После этого по 0,4–0,6 миллиметра заливаются слои друг за другом: застыл один – наносят следующий. И так много раз, пока лед не наберет минимум три сантиметра толщины, чтобы на него можно было выпустить тяжелую ледоубо­рочную машину без риска об­разования трещин. Затем площадку поливают дож­диком. Когда все замерзает, зали­вают шапку – верхний слой.

Ледовары работают посмен­но, два через два, по 12 часов. За это время выезжают на арену с десяток раз. Между заливками во время матча есть минут 45 на обслуживание машин: их заправляют, чистят от наледи, выгружают снег.

– Сейчас у нас контрольный выезд перед началом игры. Лед залит, но чтобы убрать все трещины, порезы, пройдемся еще разок – срежем верхний слой ножом и дольем необходимое количество воды, чтобы добиться зеркальной гладкости.

Саша заводит мотор, и я его уже почти не слышу.

Ножи для льда очень острые: хватает касания, чтобы разрезать палец

Ну что, поехали?

Площадь большой арены – 1800 квадратных метров. Начинаем с окружности вдоль бортов. Под теплой водой лед плавится, срезанная острым ножом ледяная стружка отправляется в бункер, и одновременно заливается новый слой. Специальное полотенце внизу комбайна разглаживает воду, делая покрытие безупречно гладким. Когда Саша отправляется на следующий круг, его коллега сверлит в новехоньком покрытии лунки для ворот.

Управлять комбайном на льду еще то искусство. Нужно быть внимательным на поворотах, выбирать правильный радиус для маневра, не превышать скорость 6–7 км/ч. Массивный верх машины загораживает водителю практически весь обзор, и чтобы дважды не катать один маршрут, с каждым новым кругом он выбирает для себя метку на горизонте. Александр ориентируется на трибуны – вот и весь GPS-секрет.

– Не мерзнешь без перчаток?

– К холоду привык, уже закаленный, не болею. Что мне нравится в работе, так это коллектив, на ледовых аренах он очень теплый. У ледоваров – горячее сердце.

Когда покрытие готово к матчу, Саша паркует комбайн в гараже. Высыпает из бункера центнеры снега в очистительную систему, часть выгружает в тележку:

– Персонал команды наберет его в ведерки для хоккеистов – хорошо помогает при ушибах и падениях.

За счетом игры Саша следит постоянно. Автографы у знаменитых игроков не берет, зато коллекционирует шайбы, которые остаются на арене после матча. А вот на коньках выходит на лед уже не так часто, как раньше. Но если увидите парня, который во время массовых катаний быстрее всех гоняет на катке, возможно, это Саша Востряков.



Кстати

Сборная Беларуси победила в XII Рождественском между­народном турнире среди любителей хоккея на приз Президента, в котором приняли участие хоккеисты из восьми стран. В финале была повержена команда Финляндии со счетом 2:1.


zubkova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter