Первый лед

За последние годы конькобежный спорт в Беларуси испытал на себе всю гамму зрительских эмоций...

За последние годы конькобежный спорт в Беларуси испытал на себе всю гамму зрительских эмоций. В два олимпийских цикла уместились и радость от побед Анжелики Котюги, и недоумение от скандалов с ее, как впоследствии оказалось, придуманной дисквалификацией, и шок от глубины пропасти, которая открылась после того, как бессменный лидер повесила коньки на пресловутый гвоздь. Сегодня коньки, некогда претендовавшие на роль одного из самых успешных в наших краях зимних видов спорта, закладывают новый вираж. С другими главными героями, с суперсовременным треком, принимавшим в минувшие выходные чемпионат страны. Эти старты были призваны сформировать команду на стартующий уже в ближайшую пятницу Кубок мира и дать ответ на вопрос: каких новостей нам стоит ждать с ледяных овалов?


Чемпионат надежд


Одно из главных событий нынешнего первенства страны произошло еще до того, как участники вышли на лед. Впервые в истории Международный союз конькобежцев официально признал белорусские соревнования и постановил, что результаты, показанные на льду «Минск–Арены», могут являться основанием для участия спортсменов на этапах Кубка мира. А значит, и сражаться участники турнира должны были не за традиционные грамоты и призы, а за право перейти на качественно новый уровень. Забегая вперед, заметим, что на уровне конкуренции это обстоятельство не сказалось: прыгнуть выше головы проблематично и прошлогодние лидеры без труда подтвердили свой статус. Но на царившей вокруг овала атмосфере изменение в статусе турнира отразилось самым непосредственным образом. Тем для обсуждения было две. Первая — национальная команда. Точнее — ее фактическое отсутствие. Без главного тренера (Игорь Погорелов в межсезонье сложил полномочия, а преемника так и не нашлось) и прочих составляющих, позволяющих назвать команду командой, считать сборной несколько спортсменов, получивших право выступать на международном уровне, затруднительно. Тем более если готовятся эти спортсмены не то что в разных странах — в разных полушариях!


«Группа Погорелова, в которую вошли Светлана Радкевич и еще двое молодых витебских конькобежцев Евгений Казимиренко и Дмитрий Висковский, улетела на сбор в Канаду, заявив, что дома выполнить квалификационный норматив для участия в Кубке мира невозможно», — обрисовала ситуацию гостренер Ольга Купченя. Однозначного ответа на вопросы, кто взял на себя ответственность за разделение команды и проведение дорогостоящего сбора и нужен ли был этот самый сбор вообще, найти не удалось. Все рассуждения сводились к тому, что, дескать, сегодня у Белорусского союза конькобежцев новый председатель, а значит, и концы под лед. «Ломать что–то посреди сезона не стоит, — объясняет председатель минской городской федерации (и главный претендент, выдвигавшийся на должность главного тренера) Александр Новакович. — Ситуация, когда часть спортсменов, не согласовав ни с кем свое решение, уезжает готовиться в Канаду, хотя могли бы спокойно все выполнить здесь, вызывает ряд вопросов. Но думаю, все постепенно выправится само собой: спортсмены не должны страдать из–за тренерских споров и амбиций».


Соглашается с Новаковичем и Виктор Сапоненко. Тренер, воспитавший многих из тех ребят, которых сегодня называют «неоправдавшимися надеждами белорусского спорта», одним из первых заговорил о революционной ситуации в конькобежном спорте. А потому об успехах своих нынешних подопечных — Виталия и Татьяны Михайловых — рассказывает с особой радостью.


— Для меня самым важным итогом нынешнего чемпионата стало выполнение квалификационного норматива Таней Михайловой, — рассуждает Сапоненко. — Прежде она никогда не выступала на международных стартах, и то, что сегодня на дистанции в 1.000 метров она завоевала это право, да еще установив рекорд овала, — большое достижение. Да и Виталий растет: если в прежние годы он начинал сезон в лучшем случае с 1.54 на 1.500 метрах, то сегодня уже на нескольких стартах бежит с результатом 1.51 — 1.52.


Рад своему прогрессу и сам спортсмен, замечая, что, несмотря на очевидную неконкурентоспособность показанных секунд на фоне мировой элиты, «нынешний сезон стал первым за все время выступлений, когда удалось провести настоящую подготовку».


— В прежние годы мы к сезону готовились хаотично, — рассказывает Виталий о причине хорошего настроения, с которым он отправляется в голландский Херенвен. — На лед можно было стать только во время заграничных сборов, а сборы эти (за исключением группы, в которую входили Анжелика Котюга и Светлана Радкевич) назначались совершенно спонтанно. А бывало, что и вообще не назначались. Сегодня же в нашем распоряжении свой лед, на котором можно тренироваться когда и сколько захотим. Значит, пусть не в нынешнем сезоне, но уж в следующем постараюсь попасть на этапах Кубка мира в число сильнейших спортсменов.


По ту сторону Земли


Светлана Радкевич, с которой, несмотря на разговоры о «небывалом прогрессе белорусских конькобежцев», в ближайшем будущем будут связаны многие надежды отечественных коньков, на овале «Минск–Арены» все же присутствовала. Виртуально. На огромном экране надо льдом организаторы турнира запустили запись олимпийского турнира в Ванкувере. А вот ее подруга, соперница и наставница Анжелика Котюга обнаружилась рядом с минским овалом во плоти и в совершенно неожиданном статусе... тренера раубичского РЦОПа. И на картину возрождения белорусских коньков, как и на расписанные на ней роли она смотрит под совершенно иным углом.


— А что мне оставалось делать, — удивляется Котюга моему вопросу о неожиданном повороте в ее судьбе. — Из сборной выгнали, а уезжать работать за границу я принципиально не хочу. Вот набрала группу из четырех человек. У меня 22 часа занятий и у Игоря (Погорелова. — Прим. авт.) — 7. Если и так не дадут нормально работать, то уж лучше мы вообще из коньков уйдем — иначе себе дороже получается. У Игоря ведь после всей этой травли, которую против нас развернули, обнаружили тяжелую болезнь. Прооперировали, и теперь разного рода нервные потрясения ему противопоказаны. А здесь все равно такая ситуация... Вот уехали сейчас — здесь их чуть ли не врагами делают. Хотя это я нашла спонсора, согласившегося оплатить этот канадский сбор и пару соревнований, на которых можно выполнить нормативы для участия в Кубке мира.


— Нормативы, как оказалось, можно выполнить и не уезжая из Минска...


— Когда мы планировали подготовку, о том, что чемпионат страны будет признан ISU, было еще неизвестно. Но в любом случае уровень здесь не тот. И я не только о соперниках говорю. Такие сборы — возможность увидеть, как бегают ведущие конькобежцы, в какой атмосфере проходят соревнования... У нас ведь даже на старт спортсменов отправляют не так, как это делают во всем мире. Так что все, что сейчас говорят о якобы ненужности этого сбора, — элементарная зависть. У нас в коньках во все времена грызлись как пауки в банке. Потому, возможно, и главного тренера до сих пор не выбрали: каждый считает, что он и только он может вывести своих спортсменов на мировой уровень. Хотя мало кто из здешних специалистов вообще имеет представление не только об этом самом мировом уровне, но даже о необходимых для соответствия ему правилах и положениях.


По словам Котюги, новому руководству БСК нужно не о предстоящем сезоне думать, а заглядывать в будущее, где место на старте Кубка мира должны будут занять сегодняшние юниоры.


— Ребята есть очень неплохие, — делится она тренерскими впечатлениями. — Им только нужно создать условия, помочь подняться. «Минск–Арена» — это, конечно, даже с учетом серьезных проблем с арендой льда очень большой плюс. Но наличие своего комплекса не исключает необходимости в зарубежных сборах и соревнованиях. Невозможно расти, если варишься в собственном соку и обо всех новшествах в конькобежном спорте узнаешь только по слухам и из новостей.


Местные наставники, к слову, с мнением Котюги пусть и заочно, но соглашаются. Дескать, «Минск–Арена» — это замечательно, но довольствоваться лишь местными соревнованиями и ехать на январский чемпионат Европы в итальянское среднегорье за день до старта, как это планируется сейчас, — далеко не самый лучший вариант. Мнение, конечно, не единственное. По убеждению Александра Новаковича, например, именно увлеченность зарубежными сборами привела в прежние годы к потере ряда талантливых спортсменов вроде Маковецкого или Комара, а потому увлекаться разъездами тоже не стоит. Поиск компромиссного решения, по словам Сапоненко, — прерогатива главного тренера, отсутствие которого Виктор Федорович называет главной причиной всех нынешних бед. «Нет человека, способного определить необходимую тренировочную программу, отстоять ее, да и просто сплотить всех тренеров и спортсменов, — говорит он. — Хочется верить, что в следующем сезоне такой человек у нас появится и подготовка выйдет на качественно новый уровень. А нынешний сезон можно считать своего рода разгоном». Который тем не менее может расставить пусть не все, но многие точки в кажущемся бесконечным споре. В ближайшую пятницу стартует Кубок мира, соперничество на котором в свете последних событий обещает быть весьма интригующим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter