Кавалер ордена Красной Звезды — об охране зоны отчуждения и новой жизни пострадавших территорий

Первые в зоне

Несмотря на проблемы со здоровьем, 67‑летний подполковник в отставке, ветеран МВД Александр Кузьмин встречает нас в кителе со множеством наград. Главная из них — орден Красной Звезды. В мирное время его удостаивают немногих.
СКАЗАНО

— Мы сделаем все, чтобы в ближайшем будущем след техногенной катастрофы остался лишь в исторических хрониках и памяти о героях-ликвидаторах.

Александр Лукашенко на митинге-реквиеме в Брагине по случаю 35‑летия аварии на Чернобыльской АЭС, 26 апреля 2021 года.

Об аварии на Чернобыльской АЭС лейтенант Кузьмин узнал во время планерки. Вскоре был сформирован сводный отряд из 36 милиционеров. Им приказали наладить охрану созданной зоны отчуждения.


Пунктом назначения стала уже отселенная деревня Погонное в Хойникском районе. На постой расположились в школе, расставив кровати прямо в классах.  
Полевой быт никого не смущал. Все знали, что приехали не в санаторий. Средств защиты не хватало. Респираторы быстро становились красно-бурого цвета. А носить в июньскую жару противогазы было невозможно физически. По той же причине ходили в одних форменных рубашках с коротким рукавом. 
Больше всего проблем доставляли люди, вывозившие вещи, оставленные при экстренной эвакуации. Хозяева не понимали, почему вдруг их диван, ковер или любимое пальто стали опасными. Милиционеры как могли уговаривали не рисковать здоровьем.

— Попадались и мародеры, которые наживались на чужом горе, — в голосе рассказчика и сегодня слышно негодование. — Проезжали лесными дорогами на мотоциклах, вывозя награбленное на задних сиденьях. Умудрялись закреплять телевизоры и даже холодильники. 

...Рассказать о случае, за который был вручен орден Красной Звезды, Александр Николаевич решается не сразу — сказывается многолетняя привычка хранить служебные тайны. 

Во время очередного дежурства он оказался на блокпосту один: напарники куда-то отошли. И в этот момент на дороге появился бронетранспортер. Ехавшие в нем военные были не из Беларуси — в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС участвовали армейские части из разных уголков СССР.
По сигналу БТР остановился, едва не наехав на милиционера. Приказ выйти наружу экипаж выполнил неохотно. Обстановка накалялась. Особенно нервничали два офицера. Причина заключалась в находившейся у них импортной кинокамере. Для того времени редкая и чрезвычайно дорогостоящая вещь. Где ее взяли и для чего использовали военные, порождало вопросы.
— Связался с начальством, доложил о происшествии, — Александр Кузьмин лаконично описывает финал истории. — Вскоре приехали сотрудники КГБ, военной прокуратуры, которые продолжили разбирательство. Интересоваться результатами я не имел права, но кое-какая информация позже дошла. Как мне рассказали, кинокамеру военным передали какие-то иностранцы. И поручили снимать все, что творится в зоне, пообещав хорошо заплатить. Судьбу тех офицеров я не знаю, а меня за бдительность представили к награде.


После месячной командировки Кузьмин вернулся на место службы в Центральный РОВД Гомеля. Из участковых перешел в уголовный розыск, а в 1993‑м перевелся в Брагин. На должности первого заместителя начальника райотдела возглавил блок криминальной милиции.

В 2004 году, имея за плечами почти 30 лет выслуги, подполковник милиции вышел на пенсию. Некоторое время работал юристом в территориальном центре социального обслуживания населения. Пока позволяло здоровье, возглавлял совет ветеранов Брагинского РОВД.

...На улицу нас провожает супруга Александра Кузьмина Наталья Николаевна. В Брагин она переехала вслед за мужем. Спрашиваю, не жалеет ли, что пришлось поменять областной центр на глубинку.

— За все время ни разу, — без колебаний отвечает она. — Да и о чем жалеть? Мы себя давно брагинцами считаем. В большой город, в тот же Гомель, уже и сама бы жить не поехала. В сравнении с серединой 1990‑х, когда мы переселились, Брагин преобразился так, что и не узнать.  
Сами видите: дороги, здания — все красивое, дома, коттеджи для молодых семей строятся. Люди работают, детей растят. У нас, например, четверо внуков. Для счастливой жизни все есть.
prolesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter