Перезабуксовка

Что упало, то пропало

Что упало, то пропало


Резкие маневры торопыг, тянущиеся колонной фуры, кромешная тьма ночью... Любая трасса превращается для неопытного водителя в сплошную полосу препятствий. Но бывалый шофер знает, как предупредить неприятности: он вовремя остановится на ночлег, выберет правильный ряд для движения и уж тем более не будет пристраиваться за большегрузами. От фургонов, седельных тягачей, бетономешалок вообще лучше держаться подальше. Они ограничивают обзор, да еще, не дай Бог, камень вылетит из–под колеса или, хуже того, из прицепа выпадет бревно... Только в Минской области в прошлом году из–за нарушений правил перевозки грузов произошло четыре аварии, в которых пострадали четыре человека. Самое обидное, что не всегда в таких случаях можно рассчитывать на страховое возмещение. И пострадавшим придется подавать на виновника в суд.


— Страховым случаем будет считаться, к примеру, если отделилось колесо или любая другая часть транспортного средства, в результате чего причинены повреждения другому автомобилю, — уточняет генеральный директор Белорусского бюро по транспортному страхованию Антон Авсейко. — Например, как–то из–за дорожной тряски у грузовика из крепления выпал аккумулятор (да-да, и такое бывает!). Ехавшая следом машина повредила подвеску — страховое возмещение было выплачено страховой организацией. А вот если на дорогу из автомобиля выпал груз — не важно бревно, бочка или плохо закрепленный велосипед — и оставил, допустим, на капоте следующей сзади машины вмятину, то случай уже будет трактоваться как нестраховой. Это предусмотрено Указом № 530.


Но что считать грузом? В понимании обывателя то, что взваливаем на крышу машины, отправляясь на дачу, — ящики с рассадой, старый диван, инструменты. Верно. И не дай Бог всему этому добру в один отнюдь не прекрасный момент рухнуть на дорогу — аккурат перед капотом других машин. Случись ДТП, кто оплатит ремонт? Похожий случай был на Минской кольцевой дороге. С крыши автомобиля сильнейшим порывом ветра сорвало багажник вместе со стремянками и бросило на дорогу. Все, кто имел несчастье ехать следом и не успел среагировать, повредили подвеску, пробили шины... Был нанесен ущерб нескольким машинам, но их владельцам страховая компания виновника компенсацию не выплатила.


— На завод — производитель автомобиля сделали официальный запрос, — рассказывает Антон Петрович. — Пришел ответ, что багажник конструктивно не предусмотрен. А значит, он считался грузом, и в выплате возмещения пострадавшим было отказано. Что поделаешь — нестраховой случай...


Похожий ответ услышали автовладельцы, в чьи машины попадали щебень, булыжники, вылетевшие из–под колес других авто. В лучшем случае все обошлось небольшими царапинами и вмятинами, в худшем — приходилось менять лобовое стекло! Трактовка подобных инцидентов однозначная: нестраховой случай. Ведь злого умысла у водителя не было. Впрочем, даже если нарушены правила перевозки грузов и камень выпал из прицепа грузовика, на компенсацию, увы, все равно рассчитывать нельзя...

 

А еще, знаю, многие автомобилисты зимой попадали под «артобстрел» разбрызгивателя песка: мелкие камешки разлетаются на огромной скорости и, кажется, сейчас изрешетят бока машины. Если серьезно зацепило, то придется доказывать правоту в суде, а не в страховой компании. «Автогражданка» в таких случаях не действует. Поэтому держитесь от спецтехники подальше, даже во время парковки! Оставить машину около работающего строительного крана чревато — потом еще обнаружишь вмятины, царапины или разбитое стекло.


— Подобные инциденты тоже подпадают под определение нестраховой случай. Ведь специальная техника производила работы, а не ехала, то есть вред был причинен смонтированным на транспортном средстве механизмом при его функционировании, — говорит Антон Авсейко. — Значит, в возмещении вреда откажут.


И, наоборот, если грузом, например, бревнами, находящимися в прицепе грузовика, задело автомобиль, то компенсацию выплатят. То есть пока доски или шкаф расположены на машине, они считаются с автомобилем как бы одним целым. Водитель, взявшийся перевозить груз, должен контролировать автомобиль с учетом изменившихся габаритов.


Все эти нюансы стоит знать автомобилистам: ведь пострадавший наверняка предъявит претензии, и выплачивать ущерб виновнику придется в любом случае — либо добровольно, либо через суд. Поэтому, когда взгромождаете шкаф или холодильник на прицеп машины, учитывайте возможные последствия. Помимо фактического, не исключено, придется компенсировать пострадавшему и моральный ущерб.


Кстати, вы же в курсе, что прицеп нужно страховать отдельно (в случае, если «автогражданки» на него не будет, инспектора ГАИ непременно оштрафуют)? Тут тоже есть одна важная особенность: в компенсации будет отказано, если прицеп врежется в автомобиль, буксировавший его. Водитель несет ответственность за сцепку, а значит, он удостоверился в надежности транспортировки и в ДТП исключительно его вина.


Кстати


Иногда автомобиль может тоже считаться грузом. Если, конечно, его перевозил седельный тягач. Как–то под Минском перевернулась фура, на борту которой были легковые машины, купленные в Литве. Ущерб тогда составил несколько десятков миллионов рублей. Компенсация за поврежденные авто была выплачена.


Важно знать


Какими должны быть действия автовладельца, машину которого повредили из–за неправильной перевозки грузов? Во–первых, вызвать ГАИ и не забыть забрать справку о ДТП. Во–вторых, записать номер, марку автомобиля виновника и постараться узнать не только данные водителя, но и собственника машины (иск будет предъявляться именно ему). В–третьих, попросить страховую компанию виновника в письменном виде аргументировать отказ в выплате компенсации. Ну и наконец, провести калькуляцию размера нанесенного вреда — ее помогут сделать в одной из организаций по оценке транспортных средств.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter