Перемены на семейном фронте

Невоздержанный Джон после пары "дринков", выпитых вечером в баре, дал затрещину своей супруге Мэри.
Невоздержанный Джон после пары "дринков", выпитых вечером в баре, дал затрещину своей супруге Мэри. За то, что она столь же невоздержанно прокомментировала его пристрастие к этим самым "дринкам". Мэри тут же позвонила в полицию, а наутро помчалась в суд. Строгий судья вынес решение: Джон не должен приближаться к своей второй половине ближе чем на 100 метров. И должен выплатить жене компенсацию морального ущерба. Причем чтобы этой суммы хватило на покупку нового дома, потому что со старым домом (тем самым, где Мэри получила затрещину) у нее связаны "неприятные воспоминания".

Не спешите откладывать в сторону газету - я вовсе не сюжет очередного "телемыла" пытаюсь пересказать. А в доступной форме излагаю закон о предотвращении и пресечении семейного насилия. Он действует в четырех десятках стран. Для нас это, конечно, заморская экзотика. Но, похоже, скоро подобный закон может появиться и у нас - депутаты Палаты представителей Национального собрания Анна Бурова, Александр Свирид и Надежда Цыркун внесли законопроект на рассмотрение Парламента.

Направление главного удара

Муж-пенсионер набросился на жену... с молотком. И колотил ее, норовя попасть по голове. Аж 28 раз попал, как зафиксировал потом милицейский протокол. Теперь коротает дни не в родном доме с внуками, а на нарах в колонии... Сын убил мать-пенсионерку металлической трубой... Старший брат топором буквально искромсал младшего... 19-летняя дочь после семейного ужина на кухне пырнула отца ножом в грудь.

Это - факты из милицейской сводки. А эти семейные баталии с летальным исходом - малая часть из 2.214 преступлений, совершенных в прошлом году, как выражаются юристы, "в сфере семейно-бытовых отношений". Эта самая "сфера" из уютного домашнего очага превратилась в настоящий семейный фронт. И "бои" на нем идут смертельные... За первое полугодие 2004 года поступило около 60 тысяч заявлений в милицию о семейных скандалах. Зарегистрировано 23 факта убийства мужьями своих жен, 14 - женами мужей. Дети убили 21 родителя. Родители убили 13 своих детей. За истязание возбуждено 372 уголовных дела. Ну чем не сводки с поля боя?..

Баталии в спальне

Убийство - вершина айсберга на семейном фронте. Невидимая часть этого айсберга - семейное насилие - чаще всего не попадает в милицейские сводки. Затрещин наши Марии получают от своих Иванов никак не меньше, чем американки или европейки. А уж сколько брани, оскорблений, унижений в наших домашних очагах - и посчитать-то невозможно... Но! Лишь очень немногие подобно американке Мэри обращаются в милицию и суд. Жертвы семейных баталий страдают молча. И лишь в порыве отчаяния жалуются родным или пишут в редакцию. Вот строки из письма, которое мы получили на днях от матери четверых детей, учительницы из Могилевской области: "У нас дома все время напряженная обстановка из-за пьянок мужа. Дебоширит, обзывает меня и детей матерными словами. Ножом порезал и порвал всю одежду и обувь, так что нам не во что одеться и обуться. Дети и я его боимся. Ночью он подкрадывается ко мне и разрезает лезвием бритвы кожу на руках и ногах. Часто мне приходится убегать из дому..."

Казалось бы, за помощью этой женщине нужно обращаться в милицию, а не в редакцию. Но она этого не делает. Как не делают большинство жертв семейных тиранов. Почему? Да не верят, что им там помогут, ведь избивает и оскорбляет их не хулиган в подворотне, а муж. Дело обычное, кто ж этого не знает. А те, кто пытался призвать к порядку семейного тирана с помощью милиции, чаще всего только осложняют свое положение. Вызванный участковый может... Ну "попугать" мужа-дебошира, поувещевать жену. В лучшем случае составит протокол и доставит скандалиста в отделение. Но это - если есть письменное заявление домочадцев, "снятые" в поликлинике побои, свидетели рукоприкладства, опять же письменно подтверждающие безобразия разбушевавшегося супруга. Желательны и "вещдоки" - поломанная мебель, разорванная одежда... Даже если у избитой жены хватит сил и желания все это "задокументировать", мужу-дебоширу грозит... штраф в 3 "минималки". И эту сумму фактически сама жена и платит - из семейного бюджета.

Ну а за "причинение тяжких телесных повреждений" - если избил до полусмерти, только, что не убил, - мужа-истязателя могут подвергнуть заключению. На 15 суток... После чего он, естественно, возвращается к своему семейному очагу. Мало кто из "возвращенцев" отказывает себе в удовольствии "разобраться" со строптивыми домочадцами - насилие идет по следующему кругу...

Психологи считают, что большинство жертв домашнего насилия просто не могут самостоятельно вырваться из этого порочного круга, становятся заложниками ситуации. А законов, которые бы защищали от семейного насилия, у нас фактически нет. Даже акцент на семейное насилие в законодательстве не делается - оно не выделено в отдельную категорию из общего числа насильственных преступлений. В новом Уголовном кодексе санкции всех статей не усиливают, а даже смягчают наказание за семейное насилие. Лишь в какой-то степени может защитить от насилия брачный договор, заключение которого предусмотрено в новом Кодексе о браке и семье. В жилищном праве есть единственная норма, косвенно защищающая от домашних тиранов, - выселение из квартиры "лица, причиняющего насилие". Но иск о выселении можно подать в суд, если это самое "лицо" не является собственником дома или квартиры. Да и в этом случае выселить его ох как непросто...

Получите ордер

Лишь в последние годы благодаря усилиям новых женских общественных организаций проблема семейного насилия была вынесена на уровень общественного видения. Проведено несколько социологических исследований, цель которых - выявить масштабы этой социальной проблемы, определить отношение к ней общества. Картина получилась такая. 92 процента женщин сталкиваются в семье с насилием. Треть домочадцев подвергается побоям. Кстати, именно побои воспринимаются как насилие. Словесные оскорбления, унижения большинство воспринимают как некие артистические действия.

- Насилие в семье стало нормой нашей жизни. И это - свидетельство кризиса, из которого всем нам нужно искать выход, - считает председатель Комиссии по правам женщин Галина Устинова. Благодаря ее усилиям недавно в Минске совместно с представителями 10 стран Европы и Азии по инициативе республиканского общественного объединения "Правовая инициатива", Комиссии по правам женщин, при поддержке офиса ОБСЕ в Минске прошел форум "Свободная от насилия семья - свободное от насилия общество".

По мнению участников форума, истоки семейного насилия - в массовом бескультурье, неумении разрешать конфликты, социальной незащищенности, отсутствии образца даже не идеальной, а социально приемлемой семьи. Опасность насилия в том, что оно стало препятствием для устойчивого развития общества. Поэтому оно не может, как это продолжалось долгие годы, быть частным делом.

В Беларуси разработаны "Национальный план действий по предотвращению насилия в семье", план гендерного равенства. Определенный вклад в решение этой социальной проблемы данные документы внесли. Но не решили ее.

Законопроект "О предупреждении и пресечении насилия в семье", презентация которого состоялась на минском форуме, обещает, прямо скажем, революционные изменения. Защитой от насилия предполагается обеспечить всех "участников семейно-бытовых отношений" - взрослых, детей, стариков. Причем, помимо терминов "физическое насилие" и "сексуальное насилие", в законопроекте есть новые для нашего законодательства термины - "психологическое насилие" и "экономическое насилие". Лицам, совершившим насилие, выносится "ограничительное предписание". Это значит, что мужу-дебоширу (или жене-скандалистке) будет официально запрещено единолично пользоваться совместным имуществом. Его обяжут оплачивать затраты на содержание жилья. И - обеспечивать средствами существования жертву насилия. В случае нарушения этого предписания насильник может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. А жертве выдается тот самый заморско-экзотический охранный ордер. Для этого ей достаточно... написать заявление в милицию.

Подобная практика успешно действует во многих странах. Будет ли охранять жертву насилия охранный ордер на наших 28 метрах типовой "хрущевки" или в хате, где вместе живут старики-родители, дети?.. Разработчики законопроекта считают, что особенно важна его нравственная составляющая. Она-то и заставит многих "пересмотреть свое поведение". Хотелось бы, конечно, чтобы пересмотрели - пусть хоть с "ограничительным предписанием" или охранным ордером.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter