Перегонщик

Как только распался Советский Союз, так и начали на улицах городов и даже деревень появляться автомобили, раньше виденные только в кино, — оранжевые, черные, белые, перламутровые «Мерседесы», «Опели», «Фольксвагены»... Нужные люди прошлого века

Как только распался Советский Союз, так и начали на улицах городов и даже деревень появляться автомобили, раньше виденные только в кино, — оранжевые, черные, белые, перламутровые «Мерседесы», «Опели», «Фольксвагены»... Помните первый, почти детский, телячий восторг? Шура — один из тех, кому мы этим счастьем обязаны.


— Как–то прослышали мы с соседом, что в Польше можно взять немецкую машину. Тогда только–только развалился Советский Союз, на автомобильном рынке стояло всего пару иномарок. Мы решили попытать счастья... Как сейчас помню — пригнали полуспортивный «Рено». Мужики на рынке стали смеяться: никто не купит! Но покупатель нашелся — парень, живший в Чехии. Оказалось, что у нас приобрести машину дешевле, чем там. Раз–второй съездили, попробовали — понравилось.


— Это было безопасное занятие?


— Нет! Хорошее и спокойное время быстро закончилось, как только появилась «братва»: и наши, и русские, и украинцы. Они знали основные трассы. Гонишь машину днем, на транзитных номерах. Остановился на заправке поспать пару–тройку часов. Подошли «братки», из машины выбросили, сами сели и уехали.


— А документы?


— Забирали «бриф», и все. В «брифе» указан только хозяин автомобиля и то, что он снят с учета. Растаможиваешь, купчую рисуешь на себя — и машина твоя.


— А какая разница тогда была между продажей и покупкой?


— Как повезет. Долларов 500 как минимум перегонщик имел с любой машины. На то, чтобы поехать, купить, вернуться, продать, уходила неделя. Ведь километровые очереди стояли на границах! У нас, впрочем, был свой водитель. Мы ему долларов по 30 платили, и он с нами возвращался. Выезжали в ночь, как только стемнеет. Я Польшу знаю хорошо и водил всех «огородами», так, чтобы на центральную трассу выскочить только перед самой границей. Случалось, что «братки» и автобусы, и даже поезда «бомбили», забирая не машины, а деньги.


— Скажи, ворованных машин пригонялось много?


— Много. Объясняю, как это делалось. Пригнал немец через границу машину в Польшу. С учета она снята, но официально не продана. Садишься в машину, смотришь документы, а ключи в замке зажигания. Дверь захлопнул и уехал. Поляк заявлять о краже не стал бы, сразу возникал вопрос: где он ее взял. А немцы заявляли, и им выплачивали страховку.


— А что потом делать с ворованной машиной в Беларуси?


— Растаможил и продал. Даже если и найдут потом, то милиция пожмет плечами и машину возвращает. Ведь человек налоги заплатил. Он просто получал техпаспорт без права продажи и выезда за границу. Была и другая схема. Поляк договаривается с перегонщиком и отдает немецкую машину. За трое суток перегонщик ее растаможивает и продает. А потом немец заявляет о краже, получает страховку и денежку от угонщика, но через поляка. Всем выгодно, а риск минимальный.


— В какие страны ездили за машинами перегонщики?


— Польша, Германия, Швеция, некоторые и в Швейцарию добирались... Язык надо было знать и знакомых иметь, но начинали все с Польши... В Германию ездить было выгоднее. Там можно было за небольшие деньги найти очень хороший автомобиль. А когда россияне начали машины советского производства активно скупать, то перегон пошел из Литвы. Ездили в Мариямполе. Бывало, и по два раза за неделю мотались. 300 — 400 долларов наварил за «Жигули» — и быстренько за новой «тачкой». Потом пошли «англичанки» с правосторонним рулем. Их гоняли из Латвии. Сами переделывали прямо в Минске, во дворе.


— Шура, в чем секреты ремесла перегонщика?


— Особых секретов нет. Пригнал и продал. Но можно машину «подмолодить» на пару лет. Это приносило доход и делалось для лохов. На стеклах, на ремнях безопасности, на бирочках разных год выпуска переделывали... Теперь покупатель умный и ушлый, а раньше не все эти хитрости знали. Литовцы мастерски на пару лет «молодили» автомобиль. Занимала такая услуга час, стоила 10 долларов, а при продаже приносила 1.000 «зеленых».


— Если сравнить машины, которые ездили по городу 20 лет назад, и сегодняшние, то видишь огромную разницу. Что, все машины из салонов?


— Нет. С распродаж большинство. Дилеры известных фирм торгуют. Но не всегда автомобили новые. Есть и битые. Ударили при транспортировке, починили, а продают как новую. У меня есть знакомый, занимающийся всю жизнь покраской машин. Он сразу может сказать, крашеная машина, битая или нет. Вот это настоящий секрет! Он говорит, что на нашем авторынке стоит процентов 90 битых, хоть они и молодые. Уже все, даже в Германии, научились реставрировать автомобили. Поэтому, если хочешь купить толковую машину, то делать это надо со специалистом, с кузовщиком. Свои секреты мастера не выдают, с них живут и деньги получают.


— А что ты можешь сказать о своих врагах, о бандитах?


— Ничего хорошего. Отморозки в большинстве случаев. Визу открыли и сидят в Польше, «бомбят» перегонщиков. Пистолетов и ножей я не видел, а вот биты бейсбольные — да. Ты один, а их пятеро. Стриженые, в спортивных костюмах. Хорошо, если еще денег на обратную дорогу оставят... Знаю банду интернациональную, которая в Варшаве обреталась. Им звонили из России и заказывали автомобиль. У поляков и немцев не брали, воровали только у русских, белорусов и украинцев. Ты поехал в Польшу шубку жене купить, а тебя пасут. Пошел в магазин — тачку угнали. Загнали в гараж, вызвали дедушку в очках, за ним двое помощников огромный чемодан притащили. И он переделал все — от номеров до даже самой мелкой бирочки. Никакой полицейский, если остановит, не заподозрит...


— Но документы ведь у владельца остались!


— А зачем они им! Бандиты звонили за Урал покупателю или конкретному заказчику. Говорили: есть БМВ такого–то года, цвет, модель, такие–то номера, стоит столько–то, когда будете? Через три дня приезжал человек с российскими номерами, техпаспортом. И из Польши выезжал уже российский автомобиль. Ты даже не представляешь, сколько машин за Урал таким способом попало! В Минске в те лихие времена был случай, когда мне с напарником предложили краденую машину за 70.000 долларов. Это был грузовик–сцепка, заполненный аудио– и видеотехникой. Я отказался, хватило ума. Сюжет простой. Машина шла в Россию, а ее угнали по договоренности с водителем. У того алиби: ночевал в гостинице, угнали со стоянки...


— Ты гонял только легковые машины?


— Грузовики одно время пригонять стало выгодно. Там сразу можно было заработать большую сумму. Например, за 15.000 у.е. купил у немца, а здесь за 20.000 продал. Мы одними из первых почувствовали спрос и решили рискнуть — получилось. А через год–полтора даже минские цыгане сели за баранки грузовиков. Немцы любили, когда наши с ними рассчитывались наличными деньгами, а в купчей писали вообще смешные цифры. Продавцы сияли от радости — налоги в разы уменьшались. Получалась своеобразная международная солидарность: все старались получить больше, а в казну заплатить меньше.


...Шура еще долго рассказывал, как и за какие деньги пограничники и таможенники помогали перегонщикам преодолевать многокилометровые очереди. Охал и ахал, вспоминая боевую молодость. Мне даже показалось, что он помолодел, что морщин и седины стало меньше.


Потом я выглянул в окно. Темно–зеленая машина моего приятеля–перегонщика мигнула мне «габаритами», свернула на проспект Независимости и легко растворилась в потоке добротных автомобилей.

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter