Передвижник

Продолжают путешествовать по стране пейзажи Валерия Шкарубо...

Продолжают путешествовать по стране пейзажи Валерия Шкарубо. Бобруйск, Слуцк, Гомель, Могилев, Брест... А теперь и в Гродно открылась выставка мастера, которого впору называть передвижником. Не припомню, чтобы за год так много показов в разных городах было у какого–нибудь другого нашего художника.


Впрочем, еще нужно поискать живописца, на творчество которого существовал бы такой спрос и дома, и за рубежом, как на полотна Валерия. Еще в советское время, в середине 80–х, Шкарубо начал серию презентаций своих картин за пределами страны: в Москве, Нью–Йорке, Берлине, Париже, Вене, Брюсселе, Вильнюсе, Турине, Риме, Пекине. А лучшие произведения украшают Национальный художественный музей, Музей современного изобразительного искусства. Это — факты, говорящие о том, что рукой гения пишутся не простые творения, а шедевры. Впрочем, сам автор скромно отрицает такую характеристику: «Просто у меня есть удачные картины».


Критики говорят, что у картин Шкарубо особая энергетика, они притягивают к себе. И его живопись понятна всем: и специалистам, и дилетантам. И даже внучка Шагала Мерет Мейер–Грабер, побывав на вернисаже в Минске, приобрела работу белорусского художника.


То, что недавно завершилась выставка в Бресте и теперь открылась в Гродно, наверное, не случайно. Ведь западная Беларусь — любимое место отдыха и творчества художника. Чем влечет его природа тех мест?


— Здесь больше сохранилось хуторов, чувствуешь себя в камерной обстановке, совершенно спокойно, — так объясняет свое стремление сюда Шкарубо.


Видимо, спокойствие, переданное в его картинах, магнитит к себе и зрителя. Кто же не хочет почувствовать себя в сельской идиллии?


Пытался Валерий писать заграничные пейзажи в солнечной Италии — и ничего не получилось. Говорит, все там ярко, сочно, но «не мое». С чужим материалом кисть отказывается работать. Вот и думай потом: любовь к Родине прививается или дается человеку от рождения...


К слову, творчество Валерия Шкарубо нелегко вписать в канон какого–либо стиля. Он сам по себе стиль. И не стесняется признаваться в том, что творит порой, забывая обо всем, что создавали пейзажисты до него. Он — самобытный автор. И за это мы его любим.


А в Гродно представлены 26 картин художника. Увидеть их можно в Новом замке. И это — последний вернисаж передвижника. Потом пейзажист вернется в Минск и на два года вновь погрузится в работу. Так что спешите в Гродно — видеть оригиналы.

 

Фото Иосифа Попко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter