Об этике взаимоотношений пешеходов и велосипедистов

Педалируя тему

С каждым годом на наших улицах все больше велосипедистов. Кто–то размеренно и спокойно крутит педали, кто–то лихачит, распугивая прохожих, выскакивая из–за их спин и проносясь рядом со свистом. Кажется, противоречия между пешеходами и хозяевами «двухколесных коней» нарастают. Педалировать тему не хочется, хотя обратить внимание на нее все–таки стоит.

Что же происходит? Велосипедисты обвиняют пешеходов в рассеянности и нарушении своей территории: дескать, сколько можно ходить по велодорожкам, считая ворон или уткнувшись носом в смартфон? Другая сторона обескуражена ничуть не меньше: «Чуть с ног не сбивают, зазеваешься на тротуаре — костей не соберешь!» Здесь будто спорят два лагеря–антагониста. И это занятно. Ведь в любой момент мы можем поменяться ролями. Велосипедист, отбросив руль, станет пешеходом и наоборот... Не правы могут быть те и другие. «Велогонщики» — хотя бы потому, что тоже могут на ходу листать плей–листы своих гаджетов, подбирая подходящую под настроение музыку, пешеходы — потому, что без зазрения совести бодрой колонной шагают по велодорожке: мол, сложно, что ли, объехать?!

Вспомнилась в этом контексте Голландия... И шутка про то, дескать, в этой стране без велосипеда, что в хозяйстве без сковородки — пропадешь, да и только. В прошлом году довелось увидеть в Амстердаме самую большую в Европе велопарковку. Это действительно нечто! Около Центрального вокзала три высоких этажа, сплошь — в несколько рядов и два уровня — заставленных велосипедами. Как люди умудряются найти здесь своего «железного коня» среди 25 тысяч ему подобных, остается загадкой.

Между тем местные нас сразу предупредили: на улицах смотрите в оба. Зазеваетесь, попадете под колесо, будете сами же виноваты. Останавливаться и уступать вам дорогу в Амстердаме велосипедисты не станут. Если в толпе смогут объехать — считай, повезло, на большее — остановку ради вас или сбавление скорости — рассчитывать не приходится. Интересно было рассматривать людей в этом городе. На велосипедах здесь привычно увидеть и домохозяйку с детьми, которая везет их в специально прикрепленной уютной «корзине», и рокера с безумной прической, и бизнесмена в строгом костюме с папкой под мышкой. Бабушки, дедушки, дети, члены парламента и король с королевой — все не представляют жизни без велосипеда.

Между прочим, в Голландии двухколесная тема звучит не сплошь в мажорной тональности. Во–первых, велосипеды там повсюду воруют. При этом писать заявление в полицию о пропаже — занятие бесперспективное. Сами понимаете, иголка в стоге сена... Во–вторых, там немало подростков попадают с травмами в клиники из–за того, что по ходу движения играли на своих телефонах или вели электронную переписку с друзьями.

Впрочем, возвратимся к нашим реалиям. Не понимаю, что мешает прохожим, когда уже порядком стемнело, обозначить себя в городе фликерами, не считая этот аксессуар сомнительным и бесполезным? С его помощью, скорее всего, можно избежать звука резкого торможения велоколес, столкновений, падений и переломов. Но и к «веллерам» есть обоснованные претензии. С какой стати некоторые из них позволяют себе ездить вечером и даже ночью без света? Или исполнять «в седле» странные акробатические этюды в стиле «смотри вся улица, как я умею!». Полная велоэкипировка — дело ваше, но кататься с фонарем хорошего качества и при корректной — не ураганной — скорости стоит по умолчанию. Считаете себя не хуже чемпионов–гонщиков «Тур де Франс»? Берите разгон там, где мало людей, где точно не гуляют мамы с колясками и бабушки с тросточками. Короче, не пугайте честной народ.

Всего–то и надо, что учитывать элементарные правила приличия. Тогда на тротуарах к всеобщему удовольствию улягутся баталии.

mart@sb.by

Советская Белоруссия № 173 (24803). Четверг, 10 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter