Патриоты у прилавка

Чем отличается российский потребитель от белорусского– Россияне отличаются значительно большим, чем белорусы, товарным патриотизмом, – уверяет председатель оргкомитета общебелорусского конкурса «Брэнд года» Жанна Гринюк. – Товар со славянским названием они покупают охотнее, чем какой-то именованный на иноязычный манер. Правда, признает она, чем выше цена, тем патриотизма меньше.

Во-вторых, уверяет моя собеседница, если белорусский потребитель более толерантен, то есть более терпим к тому, что брэнд не соответствует заявленным свойствам, то россияне моментально (и негативно!) реагируют на то, что производитель его обманывает. То есть не гарантирует обещанного качества и сервиса. И от покупки отказывается. «Защита прав потребителя в России поставлена на более высокий уровень», – утверждает Жанна Гринюк.
Такие различия, по ее мнению, обусловлены не только тем, что в России процесс «брэндизации» стартовал раньше. Под российскими брэндами более мощный и экономический и законодательный фундамент. Кроме этого российский бизнес больше склонен к интеграции, образованию холдингов, альянсов. То есть за счет мощных маркетинговых бюджетов они могут значительно повышать стоимость брэнда.
В Беларуси за 15 лет на регистрацию товарных знаков от национальных и иностранных заявителей поступило более 100 тысяч заявок, а это еще не учитывается экспертиза товарного знака, рассказывает начальник управления Национального центра интеллектуальной собственности Беларуси Евгений Зинкевич. Причем, отмечает он, за последние пять лет активность выросла вдвое. В целом же в Беларуси сейчас под охраной находятся свыше 78,5 тысячи как своих, так и зарубежных знаков.
– Это значит, что субъекты хозяйствования уже осознали, что такое товарный знак и зачем он нужен, – уверен собеседник.
Активная регистрация товарных знаков сегодня – это уже не мода, а острая необходимость. После того, как той же «Коммунарке» и некоторым другим белорусским кондитерам запретили продавать сладости под старыми, советскими марками, зашевелились и производители, и чиновники. А кое-кто из последних даже переусердствовал в своем благородном рвении. Говорят, некоторые производители получили «сверху» письма за два месяца (!) создать брэнд и отчитаться.  
Женское белье «Милавицы», молочные товары «Савушкина продукта», морепродукты «Санта Бремор», мебель «Пинскдрева», продукцию МАЗа, МТЗ, «Горизонта», «Витязя», «Атланта», «Гефеста» – эти и другие товары и марки в России знают, пожалуй, не хуже, чем в Беларуси.
К ним вскоре, полагают эксперты, могут добавиться и товары мясоперерабатывающих  и молочных предприятий, объединенных под корпоративными брэндами белорусских госконцернов. «Объединив деньги, осваивать большой рынок будет проще», – объясняют специалисты.
В Беларуси же из российских на слуху прежде всего «Газпром», «Лукойл», чайно-кофейные, некоторые соковые и молочные марки. Тягаться с белорусами в мясном сегменте вряд ли россияне возьмутся: у самих пока дефицит сырья. А вот, например, в машиностроении, уверяют эксперты, могут уже в самое ближайшее время.
Впрочем, обращают внимание специалисты, для производителей двух стран борьба за место на рынке соседа – это сравнительно легкая разминка перед главным стартом. Рано или поздно обе страны вступят в ВТО, и тогда борьба за потребителя обострится.
Выиграет ли от этого рядовой покупатель или просто на него обрушится дополнительный вал рекламы – ждать осталось не так уж долго.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter