Украина нуждается в качественной перезагрузке своей государственности

Патовая ситуация

Украина нуждается в качественной «перезагрузке» своей государственности...

Думается мне, что вокруг Украины складывается патовая ситуация, когда ни одна из сил как внутри страны, так и вне ее не способна ни кардинально переломить события, ни навязать собственные условия, ни предложить устраивающий всех компромисс.


Подписанные в Женеве соглашения тоже не стали выходом. Невнятные, не обязывающие ни к чему конкретному формулировки привели к тому, что каждая из противоборствующих сторон трактует их исключительно в свою пользу. Так, официальный Киев деэскалацию и разоружение относит исключительно на счет повстанцев на юго–востоке Украины, отказываясь при этом разоружать промайданные формирования типа «Правого сектора». Со своей стороны, представители «Донецкой народной республики» в качестве незаконных вооруженных формирований рассматривают... сами киевские власти, которые иначе как «хунтой» в Донецке не называют. Таким образом, элементарно отсутствует пространство для компромисса по причине тотального несовпадения позиций сторон.


С другой стороны, для силового сценария, по всей видимости, также нет ни сил, ни ресурсов ни у кого из участников противостояния. Громко анонсированная Киевом «антитеррористическая операция» явно забуксовала, что связано как с плачевным состоянием вооруженных сил, так и с нежеланием военных воевать с собственным народом. Одна из частей вместе с боевой техникой и вооружением так и вовсе перешла на сторону повстанцев. О переходе на сторону восставших также заявил начальник милиции города Горловка. Все это говорит о том, что в глазах многих украинских силовиков легитимность нынешних киевских властей вызывает сомнения. Очевидно, немало этому поспособствовал погром спецподразделения «Беркут», которое киевская власть «назначила» главным виновным в жертвах во время беспорядков на Майдане. Сдерживающим фактором для Киева является и угроза применения силы со стороны России: как известно, В.Путин заручился санкцией Совета Федерации ввести войска в Украину в случае эскалации конфликта.


В то же время так называемая «русская весна» также явно забуксовала. Протесты и акции неповиновения приняли более или менее массовый характер только в Донецкой и в меньшей степени Луганской областях. В Харькове и Одессе — двух крупнейших, помимо Донецка, городах юго–востока Украины — протестное движение так и не приняло всеобщего размаха: основная масса жителей заняла выжидательную позицию. В силу всех этих обстоятельств политическое противостояние в Украине, похоже, переходит в вялотекущую затяжную фазу. Тем не менее локальные вооруженные стычки, в которых гибнут люди, продолжают происходить с пугающей периодичностью.


На международной арене вокруг Украины сложилась точно такая же патовая ситуация, как и внутри ее. Вероятность реализации Россией крымского сценария в Донбассе или проведения войсковой операции под предлогом защиты мирного населения крайне мала. Вся внешнеполитическая линия Москвы последних недель говорит о том, что она крайне не хочет силового сценария. Вполне возможно, что в Кремле рассматривали и продолжают рассматривать как крайний вариант крымский сценарий для Донбасса. Как представляется, большинство населения региона восприняло бы такой вариант вполне благосклонно: ведь эскалация конфликта в Донбассе началась как раз после успешного присоединения Крыма к РФ, а многие лидеры протестного движения не скрывают ирредентистских настроений.


Однако успех крымского сценария во многом связан с фактором неожиданности: ни мировое сообщество, ни самопровозглашенные киевские власти не ожидали, что операцию по смене государственной юрисдикции региона можно провести менее чем за месяц. В случае с Донбассом фактор неожиданности уже утрачен, и реакция мирового сообщества (в первую очередь ЕС и США) на гипотетическое присоединение к России этого региона будет крайне жесткой. Кроме того, это наверняка приведет к тотальной дестабилизации всей Украины с самыми непредсказуемыми последствиями. Поэтому Москва уповает исключительно на дипломатические инструменты, однако особых успехов на этом фронте не имеет.


Точно в таком же положении находится и Запад. Очевидно, что проводить какую–то силовую операцию под боком у России там никто не хочет. Но и на дипломатическом поле западные политики не могут предложить ничего, что могло бы устроить противоборствующие стороны.


Как может развиваться ситуация в Украине в ближайшее время? Прогнозы в отношении этой непредсказуемой страны — дело неблагодарное. И все же, исходя из сегодняшних реалий, можно предположить следующее. Весьма вероятно, что в ближайшее время протестное движение на юго–востоке пойдет на спад. Очевидно, что сегодня оно не в состоянии переломить ситуацию в свою пользу, а держать людей в состоянии перманентной мобилизации без внятной надежды на успех долгое время невозможно. Поэтому, если в ближайшие дни не произойдет чего–то чрезвычайного, острую фазу противостояния можно будет считать пройденной.


Однако это не будет означать решения украинского вопроса. На сегодняшний день страна остается больным и внутренне расколотым обществом. И намеченные на 25 мая президентские выборы, даже если они пройдут в штатном режиме, ничего не изменят. Украина нуждается в качественной «перезагрузке» своей государственности, но готов ли к этому правящий класс!

 

Советская Белоруссия №75 (24458). Вторник, 22 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter