Парад на ипподроме

Есть события и явления, которые повторить невозможно...

Есть события и явления, которые повторить невозможно. Невозможно, и все! Вы мне можете возразить и сказать, что любой миг жизни неповторим. И это тоже будет правдой. Те фотографии, которые вы видите, уникальны. Никогда раньше не печатались. Они хранились у белорусского художника Евгения Тихановича, а перед смертью он передал их другому художнику — молодому и талантливому, чтобы тот нарисовал то, что он не успел, чтобы помнил и знал.


Фотографии не врут. Сила старых черно–белых снимков в правде. Ведь художник делал их не для первой полосы газеты или для журнальной статьи, а снимал для себя.


Все мы видели в кинохронике парады нацистской Германии. Черные колонны чеканным шагом идут по площадям и улицам Берлина. Зрелище пугает механической мощью. Гремят барабаны, развеваются стяги со свастикой...


Впечатление — этих не остановить, не победить! Сметут и растопчут коваными сапогами.


Но остановили. Победили!


16 июля 1944 года по улицам освобожденного и разрушенного Минска прошли те, кто смог остановить полки и дивизии вермахта. Прошли партизаны. Уверен, что не было среди них ни одного, кто не повторял слова народного поэта, кто не шептал, ступая на пыльную землю разминированного ипподрома: «Партизаны, партизаны, белорусские сыны...»


Мне повезло, я встречался с живыми участниками того минского парада. С командирами отрядов, саперами, разведчиками. Знаю, как это было... Помню их незатейливые рассказы.


Никогда больше такие парады не повторялись и повториться не могли. Это было уникальное событие. Сейчас бы сказали — креативное. Есть скупая кинохроника со знаменитым партизанским козлом впереди колонны, есть трибуны с руководителями партизанского движения, зрители...


Но есть и партизаны. В одном строю старые и малые, мужчины и женщины. Они не были обучены ходить строевым шагом и поворачиваться в одно мгновение. Не было у них времени отрабатывать строевой шаг на плацу под однообразный рокот барабанов, под вздохи духовых оркестров. Они шли, как умели, может только головы были вскинуты чуть выше, а шаг потверже, ведь не по лесной тропе пробираются, не по вязкой трясине полесских болот шагают...


У каждого свое оружие, у многих — трофейное. Да и одеты–обуты не в солдатские гимнастерки с погонами, не в сапоги одинаковые. Хотя на каждом из участников — лучшее, что у него на тот момент было. Что ни участник, то картина, что ни лицо — образ.


Вот еще о чем подумал. Оружие, добытое в бою: ножи, гранаты, пулеметы, карабины и автоматы, пистолеты... Попробуй забери такую ценность у пятнадцатилетнего мальчишки с медалью «За отвагу» на груди. Умрет — не отдаст. Ведь он же оружие в бою добыл, у врага отнял.


С досадой рассказывали партизаны, что всю дорогу от стадиона, на котором было общее построение, до самой площади с трибунами партизанские колонны охраняли бойцы заградотрядов и линейные части. В две шеренги стояли. А после знаменитого парада всех партизан заставили сдать оружие. Тех, кто не достиг призывного возраста, и тех, кто вышел из призывного возраста, отправили домой. Большинство переодели в гимнастерки и сапоги. Ведь до окончания войны был еще почти год. И многие погибли «в лесах у Вислы сонной», на кюстринском плацдарме, на дюнах Балтии...


Смотрите на фотографии — они не врут. На них — «Партизаны, партизаны, белорусские сыны...».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter