Паньшин: цифровой грамотности сегодня уже недостаточно. Нужна цифровая культура

Последние пять лет ежегодный рост фейков составляет около 1000 процентов. На недавней встрече с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Александр Лукашенко посоветовал бороться с фейками и дезинформацией живым словом и активной общественной работой. Двумя годами ранее, в начале 2021-го, на встрече с представителями СМИ Президент отмечал, что интернет в том виде, в котором он существует в настоящее время, будет увядать. И это предвидение подтверждается реалиями социальных сетей, с развитием которых современное общество неожиданно столкнулось с грозной проблемой гигантского вала фейковых, то есть фальшивых, липовых новостей. Такое мнение высказал порталу sb.by профессор экономического факультета БГУ Борис Паньшин.

Фото из архива «СБ»

Ученый отмечает:

– Последние пять лет ежегодный рост фейков составляет около 1000 процентов. И особенно быстро количество ложных слухов увеличивается в период кризисных явлений, как это было в период ковидной пандемии или в ходе подготовки и проведения президентских выборов в самых разных странах – за исключением Китая, где интернет является правовым пространством и где приняты строгие законы за производство и распространение фальшивок в сети.

Борис Паньшин напоминает, что проблема недостоверных новостей существовала задолго до появления интернета:

– Вспомним «газетные утки», «желтые страницы» или городские слухи. Однако современные социальные сети, мощные поисковые системы и искусственный интеллект резко усилили масштабы влияния этого феномена на многочисленных пользователей. Проблема в том, что взаимодействие людей посредством социальных сетей порождает странные и пока еще слабоизученные явления. 

Согласно ряду исследований, роли в создании и распространении контента в социальных сетях разделяются в соотношении 1–9–90: 1 – создает, 9 – комментируют, 90 – читают. При этом правдивым новостям требуется примерно в 6 раз больше времени, чем для лжи, чтобы достичь аудитории даже в 2 тысячи человек. 

Наиболее вирусными и быстрыми являются ложные политические новости. Они распространяются втрое быстрей, чем все другие типы фейков, а вероятность пересылки лжи на 70 процентов выше, чем правды. Как говорил Марк Твен, «ложь оббегает полмира, пока правда только надевает свою обувь».

По словам профессора, другим следствием роста объемов фейков о политике является то, что социальные сети зачастую благоприятствуют легкому переходу от обсуждения фактов к их преувеличению, а от преувеличений –- к откровенной дезинформации, порождая «петлю лжи»:

– Алгоритмы сетей устроены так, что они поддерживают самые громкие или резкие голоса. Среди пользователей социальных сетей преобладает молодежь, а это означает, что взвешенные суждения взрослых и опыт пожилых людей остаются непредставленными. К примеру, в США только 23 процента взрослых американцев используют X (бывший Twitter), из них 25 процентов наиболее активных создали 97 процентов всех сообщений, то есть почти все сообщения исходят примерно от 5 процентов взрослого населения.

В то же время эмоции на фейки побуждают молодых людей не задумываясь ставить лайки, а их авторов – публиковать еще больше гневных откликов с использованием слов с более яркой эмоциональной окраской:

– В результате создается петля обратной связи, посредством которой сеть побуждает пользователей публиковать все более безумные высказывания о своих противниках. В результате мир в глазах пользователя соцсетей, особенно молодого, представляет собой череду проблем, кризисов и несчастий, вызывающих негативное отношение к миру, к себе и к общественной системе. Возникает «цифровая толпа» – и тут же появляются «поводыри», использующие самые темные стороны человеческой психики для управления массовым сознанием. Вследствие чего и возникают резкие и эмоциональные отклики уже реальной толпы на положение дел в обществе. По такому сценарию проходили разрушительные цветные революции в Тунисе и Египте, события в США и Беларуси во время президентских выборов.

Наряду с соцсетями огромную роль в формировании искаженных представлений о реальности играют мощные поисковые системы, которые заводят неопытного пользователя в сегменты, где нет правдивой информации, продолжает Борис Паньшин:

– Этим могут пользоваться, в том числе и намеренно, люди, желающие ввести публику в заблуждение, чтобы достичь каких-то своих экономических, политических или идеологических целей. Здесь срабатывает не только эффект «ленивого поиска», когда пользователь ищет просто по заголовку ложной новости, но и естественное стремление людей облегчить умственную работу, а также переложить ответственность за выбор информации с себя на поисковик. Как говорится, «Google в помощь». 

Таким образом, можно сделать вывод, что цифровой грамотности, которой в полной мере обладает поколение, родившееся «со смартфоном в руках», сегодня уже недостаточно, необходимы понимание логики и закономерностей информационных процессов в сети, научение взаимоотношениям в быстро формирующейся цифровой среде. Нужна цифровая культура. Уже два десятилетия мы живем и работаем в цифровом мире, проводим зачастую в нем до трети суточного времени. И это нонсенс, что мы не изучаем цифровую культуру.

Профессор резюмирует:

– В феврале 2001 года на совещании «О мерах по решению проблем развития культуры и искусства» Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко четко сформулировал тезис: «Без высокой культуры не может быть эффективной экономики». Сегодня это в полной мере относится к перспективам формирования информационного общества и цифровой экономики Беларуси. В настоящее время инновационный учебный курс по цифровой культуре впервые на постсоветском пространстве разработан и уже два года апробируется в БГУ – он может быть предложен для студентов других учебных заведений и школьников старших классов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter