Лукашенко: страница войн для белорусского народа уже перевернута

Ответ достойный и адекватный

Переброска американского армейского контингента в Литву — это, безусловно, вызов. Не угроза, конечно. Какую угрозу может представлять всего лишь батальон военных из-за океана? Но сам факт передислокации и продолжительное время пребывания подразделения в считаных километрах от белорусских границ не могут выглядеть невызывающе. Это особый случай, примеров которому еще не было. Надо признать, что в силу ограниченности контингента акция носит скорее политический характер. Но все же как минимум неприятна. Дружественным жестом ее, увы, не назвать. Заслушивая доклад о военно-политической обстановке, рисках, вызовах и угрозах для Беларуси, а также предложения о реагировании, Президент Александр Лукашенко отметил, что подобные маневры слишком уж большой опасности не представляют, но реакция на них будет адекватной:


— Вопрос в том, что создан прецедент. Никогда еще так демонстративно к нашим границам из-за океана не перебрасывались войска… На такие демонстрации мы просто вынуждены отвечать. При этом надо понимать, что мы не должны бряцать оружием. Мы — миролюбивое государство. Мы не хотим воевать… Страница войн для белорусского народа уже перевернута... Мы хотим, чтобы в этом регионе и в Европе в целом, в нашем общем доме был мир.

Ситуация под контролем

Информационный фон вокруг переброски американского контингента сформировался несколько эмоцио­нальный. Хотя в данном случае это явно лишнее. Перемещения войск на виду, и есть просто необходимость дать этому соответствующую оценку. Глава государства отметил:

— Я внимательно следил за средствами массовой информации, за тем, как это воспринимается нашими политологами, специалистами, журналистами. Какая реакция в нашем обществе. Не скажу, что она правильная, с моей точки зрения. Что я хотел при этом отметить? Исходя из доклада нашего разведывательного управления, я посмотрел на дислокацию войск НАТО в Западной Европе, а также роль этого так называемого батальона, который перебрасывается. Идет переброска, и наша разведка это фиксирует. Молодцы. От момента выгрузки в латвийском порту в Риге до следования к месту дислокации. Мы имеем все данные. Так вот, полтысячи где-то военных, до 600, наверное, человек, перебрасываются к нашим границам. 29 — 30 танков, бронетехники и бронемашин со всем сопутствующим персоналом. Это, конечно, бронетанковый кулак. Тут не надо преуменьшать значение. Но 30 танков и 30 бронемашин — это просто смешно против белорусской армии сегодня.


Александр Лукашенко напомнил, что в ходе военного строительства в суверенной Беларуси проведено 4 модернизации Вооруженных Сил с учетом опыта современных конфликтов. Отсюда и уверенность в их потенциале:

— Мы прекрасно понимали, какие кулаки будут созданы у наших границ и с каким противником мы, не дай бог, можем столкнуться. Мы к этому готовились, и поэтому 30 танков — это просто смешно для нашей армии. Даже никаких телодвижений можем не предпринимать, чтобы противостоять этим людям. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что создан прецедент. Никогда еще так демонстративно к нашим границам из-за океана не перебрасывались войска. Никогда такого не было. Это прецедент. Это во-первых. А во-вторых, естественно, на такие демонстрации мы просто вынуждены отвечать. При этом надо понимать, что мы не должны бряцать оружием. Мы — миролюбивое государство. Мы не хотим воевать. Мы уже навоевались, я уже говорил, мы навоевались в чужих войнах. Мы всегда теряли больше, чем кто-либо, в этих войнах, начиная с Наполеона. Свою экономику, своих людей. Еще раз подчеркиваю. Это были не наши войны. Но мы всегда страдали от этих нашествий. Поэтому страница войн для белорусского народа уже перевернута. Наша политика понятна. Мы хотим, чтобы в этом регионе и в Европе в целом, в нашем общем доме был мир. Но, видимо, кому-то неймется. Поэтому, исходя, опять же, из уроков прошлого, вы помните последнюю войну, когда нас убаюкивали: войны не будет. Подписали договор с гитлеровской Германией. Нас нацеливали тогда не отвечать на провокации. И мы сложа руки, имея в Белорусском военном округе и в Украине колоссальные силы, потеряли Украину и Беларусь в считаные месяцы. Поэтому да, мы принимаем заявления политиков Европы и Америки, военных — наших коллег — о том, что они миролюбивые люди и не собираются с нами воевать, мы это слышим. Мы это понимаем, принимаем, но исходя из уроков прошлого, порох должны держать сухим. И на любые акции подобного рода должны адекватно реагировать. Никакого бряцания оружием. Ни в коем случае.

Секретов быть не может

При этом Глава государства потребовал широкого информирования общественности о принятых решениях:

— Мы не будем тут фейки разные выдавать в средствах массовой информации, как это происходит у некоторых сильных мира сего. Нам эти фейки не нужны. Мы должны четко сказать людям, как мы на это будем реагировать и сколько это будет стоить. И своим соперникам тоже.


При этом Президент настоятельно рекомендует не увлекаться вольными трактовками ситуации. Здесь все очевидно:

— Я, отслеживая разного рода заявления политиков, журналистов, разного рода блогеров и шарлатанов, вижу некие конспирологические версии будущего. Никакой здесь конспирологии нет. Еще раз подчеркиваю, эта бригада — не соперник нашим Вооруженным Силам. 

Мы, откровенно говоря, можем справиться с ними даже нашими мобильными десантно-штурмовыми подразделениями, которые выполняют соответствующие функции и о которых я не хочу здесь говорить. У нас у самих достаточно сил и средств для того, чтобы реагировать на подобные вещи. И не только на подобные вещи. Поэтому не надо тут призывать весь мир встать на защиту Беларуси. Мы сами себя можем защитить. 

Характеризуя нынешнюю ситуацию в мире, Александр Лукашенко обратил внимание на американское присутствие в Сирии:

— Если американцы с бензовозами, без бронетехники и даже без оружия, все стараются подальше от них держаться. Только бы не столкнуться с американцами, потому что на них обрушится какая-то несокрушимая мощь. Это надо учитывать. Армия Соединенных Штатов Америки, НАТО, расквартированная здесь в Европе, — это действительно мощь. Но американцы должны понимать: не дай бог какое-то столкновение, то мы — люди военные, в паспорта смотреть не будем. Кто против нас будет воевать — американцы, литовцы, немцы или еще кто-то, — мы в паспорта не смотрим.

Минск подает и внятный сигнал Вильнюсу:

— Литовских политиков и руководство Литвы я хотел бы просто предупредить, что мы сегодня рассматриваем разные варианты ответов не только на эту переброску вооруженных сил, но и на среднее и дальнее будущее. Среднесрочное будущее — это их учения. Прежде всего это вам поручение — военным: подготовиться к их учениям. Они проводят свои учения, мы, к примеру, реагируя на это, проводим свои учения. А литовцы должны понимать, что адекватные ответы — это одно. Но у нас достаточно сил и средств для того, чтобы ответить — как это сегодня принято у политиков говорить — асимметрично. При этом я хотел бы, чтобы литовцы и вообще Европа понимали, что Пабраде, где они размещают эти силы, это буквально в нескольких километрах от атомной станции, поэтому надо быть здесь поаккуратней. Не дай бог второй Чернобыль — Европа его не переживет. Поэтому надо быть поаккуратней. Мы хорошо защитили атомную станцию с воздуха. Мы там создали целый противовоздушный полк с новейшим вооружением. «ТОР М2» (зенитно-ракетные комплексы. — Прим. ред.) недавно закупили и перебросили туда. Наши военные владеют этим оружием в совершенстве. Нам надо подумать и о наземном сопротивлении, о наземной защите более серьезно.

Главное — спокойствие

Тем не менее Глава белорусского государства выразил уверенность в том, что соседи будут достаточно дальновидными, чтобы еще больше не обострять ситуацию:

— Думаю, литовцы не совсем «отмороженные» и понимают, что если вдруг случится нештатная ситуация на атомной станции, то мало не покажется и нам, и им. Вот это надо иметь в виду. И, конечно, я не хочу, чтобы все поняли, что мы тут сейчас закупим новые вооружения какие-то масштабные, денег у нас немерено и так далее. Мы, конечно, денег на это жалеть не будем, найдем эти деньги, но мы не Россия, которая имеет углеводороды, не Америка, которая печатает доллары. У нас столько денег нет. Поэтому наш главный принцип в обороне нашей страны — неприемлемый урон для противника. Вот из этого надо исходить. Все должны понимать: если они с нами соберутся воевать, то мы будем ориентироваться на то, что можем нанести этим противникам, соперникам неприемлемый ущерб. Я не хочу конкретизировать, чтобы мне потом не перемывали кости разные блогеры и сутенеры. Мы как военные люди понимаем, что такое неприемлемый ущерб. Для этого у нас тоже есть оружие. Это надо понимать.

Доклад Президенту о военно-политической обстановке, рисках, вызовах и угрозах для Беларуси. В мероприятии принял участие Государственный секретарь Совета Безопасности Беларуси Станислав Зась.

Президент еще раз заострил внимание на том, что речь не идет о бряцании оружием:

— Мы готовим адекватные ответы на любые телодвижения. И то, что меня настораживает, — это прецедент. Не хотелось бы, чтобы в 15 километрах от наших границ — это фактически на нашей территории — размещались войска. Не важно, какие они там. Мы знаем каждого военнослужащего, которого перебрасывают туда: чернокожие они или белый цвет кожи у них, нам не важно. Поэтому я прошу доложить мне о том, как Генеральный штаб на основании данных нашей разведки предлагает реагировать на подобные вещи и как мы будем готовиться к этим масштабным учениям, которые будут проводиться вблизи наших границ.

В ЗЕРКАЛЕ МНЕНИЙ

Леонид ЦУПРИК, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту, руководитель рабочей группы Национального собрания Беларуси по сотрудничеству с парламентом Литовской Республики:

— Я убежден, что альтернативы добрососедству нет. Лучше пусть соседи встречаются, совместно решают общие проблемы, проводят культурные, спортивные и прочие акции, чем смотрят друг на друга, имея камень за душой. Между тем нынешняя ситуация, складывающаяся в белорусско-литовских отношениях, именно из разряда последних. Я внимательно изучил позицию литовского министерства национальной обороны, заявляющего об отсутствии военных или иных угроз суверенитету Беларуси и о том, что размер американского батальона, который прибудет в Литву, не может представлять угрозу для безопасности нашей страны. Все это напоминает некое фарисейство. Все-таки это оружие, а любое оружие имеет четко очерченные цели и задачи. Безусловно, решение по военному контингенту — внутреннее дело Литвы. И все же добрые соседи, выражаясь фигурально, готовят друг другу пироги, а вовсе не то, что может причинить боль. Полагаю, и наши коллеги, литовские парламентарии, могут высказаться по этому поводу — в отношении дальнейшего развития добрососедских отношений с Беларусью. Мы свою позицию в этом плане не скрываем: происходящее в непосредственной близости от наших границ вызывает серьезную обеспокоенность.

Анатолий ИВАНОВ, литовский журналист, бывший главный редактор портала Baltnews-Литва:

— Трескотня на всех уровнях о том, что союзники Литвы по НАТО озабочены ситуацией в регионе Балтийского моря, носит ярко выраженный пропагандистский характер. С 2014 по 2017 год в Литве была дислоцирована мотопехотная рота вооруженных сил США, ныне находится интернациональный ударный батальон НАТО под командованием Германии, а к марту будет развернут уже сейчас прибывающий американский танковый батальон. Все это, как и недавнее появление в литовском небе американских стратегических бомбардировщиков, звенья одной цепи. Министр национальной обороны Литвы Раймундас Кароблис с гордостью заявил, что для НАТО и США Балтийский регион становится своим. Откровенно говоря, я не понимаю, почему в этом факте должна проявляться какая-либо нацио­нальная гордость. Хотя литовское руководство, военное в том числе, не признает наличия на своей территории иностранных военных баз (поскольку это запрещено по Конституции Литвы), наши союзники по НАТО, выступая с комментариями по поводу событий в Прибалтике, откровенно называют свои ограниченные контингенты и гарнизоны, в которых они стоят, именно военными базами. Подобное противоречие с Конституцией никого особо не настораживает. А жаль...

Нормунд ГРОСТИНЬШ, латвийский политолог и экономист, вице-президент Альянса за европейскую демократию, кандидат в депутаты Европарламента в 2014 году:

— Очередные маневры НАТО, размещение танков и иностранных войск в Литве, как и в Латвии, — результат выбора одного из двух геополитических сценариев. Причем результат этого выбора в определенной степени касается и Беларуси. Оба сценария были предложены еще в первой половине ХХ столетия. Балтийские страны могли принять участие в создании Балтоскандии — это развитие в направлении скандинавского уровня жизни, демократии, что в современных условиях означало бы и возможность не вступать в НАТО и не отказываться от национальной валюты в пользу евро. Второй сценарий предполагал включение в предложенный Пилсудским проект Intermarium — Междуморье, что и выбрали Литва и Латвия. А это уже далеко не Скандинавия. Междуморье, по сути, представляет собой санитарный кордон против России, минимум прав и свобод, а также интеграцию с Польшей и Украиной. Проще говоря, копать окопы за свой счет, чтобы в интересах США разделить Россию и Западную Европу.

Эту столетнюю геополитику США четко показал ведущий американский геополитик, основатель частной разведывательно-аналитической компании «Стратфор» («теневого ЦРУ») Джордж Фридман. Так вот, в упомянутом «Интермариуме» сейчас очень не хватает Беларуси. Посмотрите на карту — и вы увидите, что в интересах США иметь в Беларуси «вторую Украину», провести траншею от Черного моря до Балтийского, разделить Западную Европу и Россию, ослабив обоих конкурентов. То, что государства прифронтовой полосы в рекордных темпах теряют население, иностранных геополитиков волнует не больше, чем жертва пешки в любой шахматной игре.

Есть четкое представление, как действовать

О содержании доклада Главнокомандующему чуть позже рассказал журналистам министр обороны генерал-лейтенант Андрей Равков. Он отметил, что вопрос сегодня ставится не к самому факту учений НАТО. Обращает на себя внимание то, что за последние годы группировка Северо-Атлантического альянса в соседних с Беларусью странах выросла в несколько раз:

Министр обороны Андрей Равков и начальник главного разведывательного управления — заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Павел Тихонов.

— С 2014 года и 2017 года соответственно операции «Атлантическая решимость» и «Усиленное передовое присутствие», которые проводит НАТО в основном из-за противостояния с Российской Федерацией, позволили усилить эту группировку, находящуюся на сопредельной территории стран Балтии, Польши, в тринадцать раз — где-то с 550 человек до 7.300. Плюс наращиваются и материальные средства, техника, боеприпасы. А периодичность проведения учений намного выше, чем было пять лет назад. Мы это отслеживаем и принимаем соответствующие меры.

Дело, впрочем, не только в постоянном увеличении контингента. Андрей Равков проводит параллель: и на территории Беларуси проводятся учения, однако войска по полгода на полигоне (как это предполагается и на Пабраде) не держит никто.

— Это неприемлемо для нас, — подчеркивает Андрей Равков. — И если мы проводим учение вблизи государственной границы, то это максимум две недели, как это было на Брестском полигоне. Даже в рамках совместного учения с Российской Федерацией «Щит Союза-2019» было принято и воплощено в жизнь следующее решение: мы проводили учения в глубине территории России, не напрягая никого и не создавая никаких прецедентов и никаких проблем.

Меры для адекватного реагирования на размещение техники НАТО вблизи границ нашей страны принимаются. Андрей Равков однако обращает особое внимание: они — плановые. 

— Это работа радио­электронной и радиотехнической разведок по отслеживанию радиосетей подразделений, выполняющих задачу на сопредельной территории, — перечисляет министр. — Это совместная с Государственным пограничным комитетом работа по усилению государственной границы. В частности, по усилению пограничных подразделений на определенных угрожаемых участках мотострелковыми и десантными подразделениями. 

Отдельный акцент — на деятельность Госкомвоенпрома. Конкретнее, на оснащение Вооруженных Сил средствами, которые, констатирует Андрей Равков, позволят нашей армии в век технологий быть отнюдь не позади остальных.

— А иметь на вооружении все самое современное в рамках радиоэлектронной борьбы, радиоэлектронной разведки, в рамках ракетного вооружения, — уточняет он.

Впрочем, в подобных ситуациях важны не только военные меры, но и информационные, и дипломатические. Они, считает Андрей Равков, позволят принципиально поставить вопрос о присутствии войск НАТО вблизи белорусской границы:

— Будут приняты и меры по контролю за вооружениями, отправке инспекционных групп на сопредельную территорию, усилению задач разведки. Уже спланированы действия по присутствию сухопутного контингента на направлении Пабраде. Уверен, что эти меры абсолютно адекватны тем мероприятиям, которые проводятся на соседней территории. Они позволят нам реагировать и держать обстановку на постоянном контроле.

Интересуемся у министра обороны: а не собирается ли наша страна устроить в ответ свои учения? Он раскрыл некоторые планы. На данном направлении в рамках реагирования будут проводиться частные тактические действия:

— Ракетными войсками, артиллерией, авиацией, мотострелками, десантниками, совместными действиями с пограничниками.

Что касается военного сотрудничества с Россией, в следующем году стороны планируют переработать план применения региональной группировки войск. Он будет изменен с учетом складывающейся обстановки. А в связи с учениями НАТО военнослужащие Беларуси и России будут проводить совместную разведку.

Фото: БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter