Личное с Владимиром СТЕПАНОМ...

Отцам и детям

Есть те, кто любит и умеет давать нужные, жизненно важные советы...
Есть те, кто любит и умеет давать нужные, жизненно важные советы. Я к таким не отношусь. Всегда напрягаюсь, себя начинаю на место спрашивающего ставить, от этого еще больше смущаюсь, а бывает, что и краснею. Советы давать не люблю, а почему–то ко мне именно за ними и обращаются. Хорошо, если спрашивают об отдыхе, интересуются, куда лучше поехать — в Турцию или Крым. Тут мне советовать легко: ясное дело, что с маленьким ребенком я отправился бы в Турцию, а потом возможны варианты. Но дети, сколько бы им ни было лет, чем бы они ни занимались, на каких важных должностях ни служили, для родителей всегда детьми будут. На этом мир стоит.

...Звонит приятель. Уже по голосу понимаю, что случилось что–то из ряда вон выходящее. Он, для затравки, о моих делах спрашивает, интересуется, есть ли пару свободных минут. Когда он про пару минут говорит, это означает, что разговор предстоит долгий, а часто и очень долгий. Думаю, пусть выговорится, я потерплю, выслушаю. Главное, чтобы советов не спрашивал. И он после нескольких дежурных фраз выдерживает паузу, набирает воздуха в легкие, а потом ныряет с головой в омут семейной жизни, только «бурболки» и брызги на темной воде. Спрашивает, есть ли у меня банковская карточка. Хотя прекрасно знает, что проще найти того, у кого ее нет. Затем поясняет, что у него есть карточка и ее дубликат. Туда ему зарплату и гонорары перечисляются. И вот сын, пока он со второй женой отдыхал, воспользовался дубликатом и снял с отцовской карточки все деньги. Снял, а ему ни слова, ни полслова не сказал. Сумма значительная. Мой приятель обратился в банк, ему выдали распечатку, где, когда, на какие суммы проводились с карточкой операции. 21–летнего сына дома нет, мобильник не отвечает. Дальше — больше. Выясняется, что, кроме денег с банковской карточки, пропал золотой крестик с цепочкой, хранившийся в костяной шкатулке... Вот такие невеселые семейные дела. Мне даже показалось, что я слышу, как мой приятель зубами скрежещет от лютой злости к своему великовозрастному оболтусу. Добавляет, что его вторая жена настоятельно советует не медлить, а написать заявление в милицию (крестик–то с цепочкой — ее).

Мой приятель сообщает, что да, больше терпеть не намерен, надоело, сил нет. «Что мне делать, может, убить мерзавца?» — голосом загробным, не предвещающим ничего хорошего, шепчет он. Пришел мой черед говорить, хотя что в такой ситуации посоветуешь? Родительский гнев понятен и горяч. И у меня бывали подобные ситуации, когда кулаки так сжимаются, что костяшки становятся белыми, словно вот–вот кожу прорвут... Молчу. Думаю.

Есть две знаменитые картины. Они стены квартир украшают, даже в деревенских домах копии их видел. Первую написал русский художник Илья Репин. Называется она «Иван Грозный и сын его Иван». Помните, там русский царь с вытаращенными, полными ужаса глазами держит тело своего наследника? Пытается оживить, а сквозь пальцы алая кровь течет, лицо царевича уже смертельная бледность покрывает. На ковре кровь темная и орудие убийства — посох со стальным острым навершием. Драматический сюжет, яркая, народом почитаемая картина, но я ее не люблю. Какая–то страшная она в своей жизненной убедительности. Криминальную хронику напоминает.

Есть и другое полотно, также народом любимое. Написал его великий голландец Рембрандт ван Рейн. Называется «Возвращение блудного сына». На большом красно–коричневом полотне старик отец и его беспутный сын, опустившийся перед ним на колени. Руки старика лежат на сыновних плечах, ощупывают, гладят, словно говорят. Руки эти, как и лицо слепого отца, забыть невозможно...

Две великие картины перед моими глазами. Два художника в разное время ответили на один и тот же вопрос: что делать отцу, как выстраивать отношения с самым близким и родным человеком? Художники ответили не только за отца, но и за сына, показав два противоположных финала. Я люблю картину «Возвращение блудного сына». Смотрю на темное полотно, на золотые руки отца, на босые ноги сына и вижу себя. Вижу то стоящим на коленях, то слепым стариком, руками узнающим своего родного, все промотавшего, но вернувшегося ребенка.

Да, я рассказал приятелю о двух великих картинах. Пусть сам выбирает.
Советская Белоруссия №143 (24526). Четверг 31 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter