Как решать проблему? Перерабатывать отходы либо сжигать и получать энергию? Что делать со стихийными свалками? Кто в ответе за неубранный сор — коммунальщики или сами люди? Ответы на эти вопросы искали корреспонденты «СГ».
Мусор стал тротуарной плиткой
В МАРТЕ в 17 километрах от Гродно открылся завод по утилизации и механической сортировке отходов. Основное его назначение – замедлить заполнение мусором городского полигона твердых бытовых отходов. При отсутствии такого предприятия уже через три года он заполнился бы полностью. Это первое подобное предприятие в области, а в перспективе такие заводы должны также появиться в Лиде и Волковыске.
ПОСТРОЕНО предприятие за счет займов Всемирного банка реконструкции и развития и обошлось почти в 42 миллиона долларов. За какое время окупятся капиталовложения, сказать пока трудно. Но первые шаги по повышению доходов специфического предприятия уже сделаны. Оно становится не только поставщиком сырья для других переработчиков, но и самостоятельно налаживает производство некоторых видов готовой продукции.
Российскими специалистами здесь смонтирована линия по переработке низкокачественных отходов, которые не относятся к вторичным материальным ресурсам и до недавнего времени вывозились на свалку. Это пакеты из-под молочных продуктов, упаковки для тортов и яиц, тонкая пленка. Теперь им нашлось применение. Линия, кстати, пока не имеет аналогов в Беларуси. Она будет выпускать тротуарную плитку, бордюрный камень, элементы водоотведения – всего более десятка различных товаров, сделанных из полимеров, песка и специальных красителей. Полимерно-песчаная продукция легче аналогичных цементных изделий, более влаго- и морозоустойчивая, эластичная. Поэтому должна пользоваться повышенным спросом у потребителя.
Директор завода Вячеслав Андреевский уверен, дело это экономически весьма выгодное:
— Переработка некондиционного сырья позволит не только снизить нагрузку на местный полигон твердых бытовых отходов, но и улучшить финансовое состояние нашего предприятия. Уже выпустили пробную партию тротуарной плитки. Она отличается высокой прочностью и эстетичностью. После получения документа о сертификации продавать ее будем различным организациям и населению. На днях из России к нам отправили еще шесть новых пресс-форм. На первом этапе помимо плитки будем также производить облицовку для фундамента и «зеленую» парковку. Последнее изделие представляет собой решетку, которую можно поместить на газон и припарковать на нее автомашину. В дальнейшем из остатков мусора планируем делать RDF-топливо.
Пока отходы на завод поступают только из областного центра. Но в перспективе намерены доставлять их сюда из всего Гродненского района, а если будет экономически выгодно, то даже из близлежащих населенных пунктов других районов.
На Новогрудчине в прошлом году запущена станция сортировки твердых бытовых отходов в деревне Бретянка. Построена она с привлечением инвестиций Европейского союза. Предназначена для сортировки раздельного и смешанного мусора. Это современное предприятие с досортировкой и прессованием вторичных материальных ресурсов. Мощный пресс давит пэт-бутылки и превращает их в полимерный тюк весом 250 килограммов. Потом они реализуются перерабатывающим заводам. Пока здесь только сортируют мусор, но уже есть планы по его переработке. Выигран грант Евросоюза. Общая стоимость проекта 800 тысяч евро. Как и в Гродно, из полимерных отходов тут намерены изготавливать плитку.
Может ли население сегодня заработать на сдаче государству вторичного сырья? Начальник отдела заготовок областного потребительского общества Елена Жук уверена, что да. Особенно хорошую цену имеет лом цветных и черных металлов. Активно люди также сдают макулатуру, стеклобой. К примеру, из общего количества собранных стеклянных отходов почти 90 процентов приходится на долю населения. Макулатуры и полиэтилена – более половины:
— Люди прекрасно проинформированы, что можно сдавать и куда следует обращаться по этому поводу. Объявления постоянно публикуются на страницах областной и районных газет, вывешены в торговых точках филиалов облпотребобщества. В отдаленных населенных пунктах, где нет стационарных магазинов, можно сделать заявку продавцу автолавки. Выполняются такие просьбы сельчан обычно быстро. Согласно заявкам разрабатываются маршруты движения транспорта. Машина выезжает к заказчику независимо от количества сдаваемого вторсырья.
gennadijj-gil@rambler.ru
Фото Татьяны КОНДРАТЬЕВОЙ
Избирательно или раздельно?
ЖИТЕЛИ агрогородка Мухавец Брестского района давно привыкли к тому, что выбросить мусор раньше можно было в любое удобное время. В специально отведенных местах стояли контейнеры, которые по мере заполнения освобождал транспорт районного ЖКХ. Бытовые отходы хозяева выставляли и в полиэтиленовых пакетах напротив своих домовладений. По утвержденному графику коммунальщики вывозили их, складировали на полигоне для хранения ТБО, расположенном неподалеку от населенного пункта. Не всегда схема работала без сбоев, порой люди нарекали на то, что машина приходит то раньше, то позже. Однако ситуацию контролировали, принимали меры, и жалоб становилось меньше.
ПАРУ месяцев назад в Мухавце провели эксперимент по раздельному сбору мусора, и отходы теперь возят в Брест на перерабатывающий завод. Местная жительница Наталья Кондратюк сетует, что это не всегда удобно:
— Бумагу, стекло, пластик берут без проблем, но крупногабаритные отходы девать попросту некуда. Раньше за отдельную плату строительный мусор, измельченные ветки можно было доставить прямиком на полигон. Теперь его закрыли. Но никто почему-то не учел, что деревня — это не город. У сельчан бытовых отходов больше. У каждого ведь есть огород, подсобное хозяйство...
И хорошо если люди используют остатки растительности на компост, ветки сжигают. Есть ведь и такие, кто выбрасывает все это в лес.
Председатель Мухавецкого сельисполкома Владимир Майсаков не скрывает, что с тех пор как деревни вошли в зону обслуживания Брестского мусороперерабатывающего завода, стихийные свалки стали расти как грибы после дождя. За последние месяцы ликвидировали не меньше пяти таких островков беспорядка. А ведь поначалу, когда от районного ЖКХ их передавали на обслуживание в областной центр, людей уверяли, что будут забирать весь мусор. Лишь бы те собирали его раздельно. А на деле?
В самом Мухавце, центре сельсовета, мусор забирают на переработку дважды в неделю, в остальных населенных пунктах — один раз. По мнению местных жителей, график приемлемый. Если бы еще не было ограничений по содержимому пакетов и контейнеров...
В ноябре на Брестском мусороперерабатывающем заводе должна вступить в строй обновленная линия сортировки коммунальных отходов. Ее работа усовершенствована благодаря оптическим, баллистическому сепараторам и другим техническим новинкам. Модернизация, начавшаяся в феврале нынешнего года и продолжающаяся до сих пор, обошлась в 3,4 миллиона евро. Она позволит наладить автоматизированный сбор по всем видам вторсырья. Рабочие завода будут проводить только досортировку.
В прошлом году на предприятие поступило 70 тысяч тонн коммунальных отходов. В нынешнем сезоне объем их переработки увеличился — с мая в зону его обслуживания вошли 8 сельсоветов Брестского района. Мусороперерабатывающий завод в областном центре функционирует почти семь лет. Поначалу здесь занимались только переработкой сырого осадка сточных вод и избыточного ила. В 2011 году начали сортировку твердых бытовых отходов. При этом производство совершенствуют, наращивают объемы. Было бы просто замечательно, если бы эти перемены ощутили в близлежащих деревнях.
КОММЕНТАРИЙ
Начальник производственно- технического отдела Брестского областного унитарного предприятия «Управление ЖКХ» Андрей ГАШЕВ:
— Раздельный сбор бытовых отходов охватывает все больше населения региона. Наиболее четко процесс отрегулирован в Бресте, где информация до жильцов доводится практически в каждом дворе. Не все соблюдают требования, поэтому мусор приходится сортировать. В пригородных населенных пунктах эту работу тоже отлаживают. Благодаря ликвидации мини-полигонов для хранения твердых бытовых отходов улучшается экологическая обстановка. Сельчанам осталось лишь привыкнуть к тому, что сбор мусора должен проводиться современными способами. Ведь никому не нужные отходы можно переработать, чтобы дальше ими пользоваться.
kurec.a@mail.ru
Дачники уехали, а за собой не прибрали
НЕПОДАЛЕКУ от Гомеля у деревни Скиток, прямо на территории соседних садовых товариществ «Южный» и «Голубые дали», районные экологи обнаружили груды мусора разного калибра — от железок и соломы до сгнивших деревянных брусьев, битого стекла, пластиковых бутылок от напитков всех мастей и крепости. Еще одна несанкционированная свалка — в дачном кооперативе у деревни Медвежий Лог. Природа происхождения стихийных полигонов начальнику отдела контроля за обращениями граждан с отходами Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Дмитрию Гришкову понятна:
– ЭТО дело рук дачников, которые, выбрасывая бытовой мусор в неустановленных местах, даже не задумываются о том, что наносят непоправимый вред окружающей среде. Процесс, увы, набирает обороты. С начала года мы провели более 350 мониторингов территорий, прилегающих к дачным кооперативам, было выявлено около 100 нарушений, выданы 32 рекомендации в адрес юридических лиц, 117 предписаний физическим на устранение нарушений. За ненадлежащее состояние территорий составлено 15 протоколов на председателей садовых товариществ. Сумма штрафов более 2,5 тысячи рублей.
Основными загрязнителями территории являются желающие сэкономить дачники и владельцы домовладений, хотя ежемесячная плата за вывоз мусора составляет всего около рубля 40 копеек с человека. А вот штрафные санкции за нарушение санитарного законодательства — до 30 базовых величин — 630 рублей. Сейчас прорабатывается вопрос по установке в местах несанкционированных свалок фотоловушек с целью оперативного выявления нарушителей.
Всего в Гомельской области насчитывается 815 садоводческих товариществ, под которые отведено 7,2 тысячи гектаров. И, как утверждают экологи, некоторые из них вообще не занимаются вывозом отходов. И хотя в последние годы стало гораздо больше порядка в обращении с отходами, но, как показывают проверки, болевых точек еще хватает.
Так, например, в Лоевском районе всего один дачный кооператив — «Днепро-Сожский». И от него по-прежнему страдает набережная Днепра. Как утверждают природоохранные службы, во время прошлогодних проверок товарищества кучи мусора были едва ли не на каждом углу. Есть проблемы с вывозом мусора в малочисленных дачных кооперативах, где нет председателя и собственниками участков являются люди преклонного возраста.
В Ветковском районе несанкционированные свалки возникают вновь и вновь. Некоторые жители сельских населенных пунктов и дачники сознательно не заключают договоры с КЖУП «Ветковское», предпочитая самостоятельно вывозить и выносить отходы в несанкционированные места. На этих свалках практически всегда встречаются вторичные материальные ресурсы — пэт-бутылки, стекло, полиэтилен, что, ко всему прочему, влечет за собой нарушение законодательства об обращении с отходами, за это предусмотрена административная ответственность. В этом году Ветковской райинспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды были проведены мониторинги закрытых мини-полигонов, земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, территорий сельских исполнительных комитетов, обочин дорог, которые показали, что случаи несанкционированного размещения на указанных территориях бытовых и строительных отходов все равно есть.
Однако сколько бы ни боролись с несанкционированными свалками экологи, лесники, активисты, волонтеры, проблему решить не удастся, считает Дмитрий Гришков:
— Каждый человек должен поддерживать чистоту и порядок на своей земле. Это с детства должно укорениться в сознании. Тогда и не нужен будет штат работников, которые боролись бы с этой проблемой.
nvakulich2016@mail.ru
Фото предоставлено районной организацией ООС
Причастные к частному сектору
В БОБРУЙСКЕ огромную часть города занимает растянувшийся на километры частный сектор – более 15,5 тысячи домовладений. И отвечать за чистоту этих улиц – особая задача, нагрузка и ответственность. В спальных городских районах сбор бытового мусора налажен по стандарту контейнерных площадок. А вот в частном секторе к этому процессу надо подойти творчески.
И БОБРУЙСКОЕ ОАО «Спецавтопредприятие» частным домовладениям уделяет особое внимание. До 7 единиц техники ежедневно выезжает по 41 маршруту, проложенному по частным кварталам. В определенный день накопившийся за неделю мусор хозяева выставляют за ворота дома, и грузчики «Спецавтопредприятия» собирают его на трактор с большим прицепом или автомобиль — эта схема известна и распространена.
Но стандартным способом уборки в Бобруйске не ограничились. Недавно за собственный счет приобрели 250 специальных пластиковых контейнеров на колесиках емкостью по 120 литров и раздали жителям улиц Бахарова и Урицкого. Теперь неделю они складывают мусор в эти контейнеры и в определенный день выкатывают их для вывоза. Это удобно и цивилизованно. Хотя для предприятия весьма недешево. Цена одного контейнера 63 рубля – понятно, что нововведение влетело в копеечку. При этом каждый домовладелец за вывоз мусора платит лишь 1 рубль 70 копеек с человека в месяц. Но что не сделаешь для воспитания культуры быта и поддержания имиджа культурной столицы.
— Обеспечить всех жителей частного сектора такими контейнерами для мусора мы, конечно, единовременно не можем, — уточнил заместитель директора ОАО «Спецавтопредприятие» Александр Шостак. – Сегодня уже ведутся переговоры о закупке еще 100 таких емкостей. В следующем году планируем продолжить начатую работу. Но, как ни странно, появилась другая проблема – 27 домовладельцев напрочь отказываются пользоваться новыми контейнерами. Причина непонятна – то ли опасаются за сохранность, то ли просто, желая жить по старинке, противятся новому. Будем убеждать. Ведь очевидных плюсов сбора мусора в контейнеры множество – и беспризорные животные его не растянут, и эстетический вид улицы не портят разномастные емкости, пакеты и мешки. Причем с каждым домовладельцем заключаем договор, где прописана четкая схема действий в случаях поломки или хищения контейнера.
Актуальным остается и вопрос раздельного сбора мусора в частном секторе. «Срецавтопредприятием» созданы максимально удобные условия, чтобы люди приобщались к этому цивилизованному способу обращения с отходами. Дважды в месяц по частному сектору делает рейс машина, принимающая за деньги вторсырье – макулатуру, стекло, пластик, неработающее электрооборудование. Например, в сентябре жители бобруйского частного сектора сдали 8 тонн макулатуры, 10 тонн стекла, 0,5 тонны полимеров и около 2 тонн электрооборудования.
Этот рейс, собирающий вторичные материальные ресурсы, ждут обычно постоянные клиенты – особо рачительные и аккуратные хозяева, у которых культура быта в крови, и люди, для которых сбор вторсырья стал заработком. Часть жителей между этими двумя полярными категориями пока еще не заморачивается раздельным сбором мусора. Это видно по объемам сданного вторсырья, которые на протяжении года остаются неизменными.
— Важно не только собирать мусор, но и воспитывать культуру быта, создавать оптимальные условия для цивилизованного обращения с отходами, — убежден Александр Шостак. – И мы вместе с городскими властями взяли на себя эту задачу. Прививается этот навык, к сожалению, не так просто, как хотелось бы. Конечно, стихийно образованных свалок мусора в городе все меньше – этот результат радует. Тем не менее с начала года нам пришлось убрать около 1,5 тысячи кубометров несанкционированных свалок. Мы регулярно мониторим места, куда привыкли сваливать отходы несознательные граждане, предприниматели и даже промышленные предприятия. Чтобы приучить жителей к порядку, в этих болевых точках ставим фотоловушки. Они большей частью выполняют профилактическую функцию. Очень важно, чтобы у бобруйчан укрепилось в сознании желание жить не только в чистом доме, но и в чистом городе.
С погрешностью в пару часов
В АГРОГОРОДКЕ Илья Вилейского района участок ЖКХ. Здесь мусор вывозят по вторникам, а в остальные дни – из близлежащих деревень. В четверг, к примеру, обслуживаются населенные пункты Луковецкой зоны. Но вот когда придет машина – большой вопрос.
ДЕРЕВНЯ Хотенчицы. Десять утра, одиннадцать – а транспорта все нет. Пока ожидаю, разговорился с местной 84-летней жительницей Ириной Горденко. Платит она 1,91 рубля в месяц за вывоз мусора, претензий к ЖКХ нет. Лет пять назад серьезные, на несколько дней, перебои были, теперь такого нет.
Наконец-то в 12.30 подъехала машина. Единственный водитель вытрясает содержимое баков и мешков. Впрочем, не всегда аккуратно – часть остается на земле. Его потом местные сами подбирают в контейнер.
Почему так поздно приехали коммунальщики? Мастер ЖКХ Генрих Друдь говорит, что трактор выезжает в восемь утра. Ему предстоит объехать 22 деревни. Маршрут неблизкий, местные жители примерно знают, когда должна быть техника.
Интересуюсь у начальника: а что если возле дома оставили двадцать мешков мусора, да еще тяжелого? Отвечает, что тогда невывезенным останется мусор из других деревень. Также коммунальщики не возьмут сухие листья, цветы, другую растительность, а также отходы стройматериалов.
Как вариант – можно нанять в ЖКХ трактор отдельно. Услуга обойдется в 20 рублей 5 копеек за час. А средняя стоимость такой поездки туда и обратно с погрузкой около 60 рублей.
В ТЕМУ
1 тонна раздельно собранного мусора спасает 13 деревьев, сохраняет 2,58 барреля нефти, экономит 4100 кВт/ч электроэнергии, бережет 32 л чистой воды.
kovalev@sb.by