От Lady Gaga до Олега Газманова – звезды, которых уличили в музыкальном плагиате

Говорят, до того как выпустить песню Yesterday, Пол Маккартни неделю напевал ее семье и знакомым, пытаясь понять, не слышал ли кто-нибудь эту мелодию раньше. Действительно, пойти в суд за плагиат и платить неустойку мало кому хочется. Вот и переживают артисты за оригинальность композиций. Но не все. Любителей позаимствовать мелодии, пусть даже и частично, хватает. Громкие имена среди них тоже есть. Собрали самые вопиющие случаи присвоения чужих музыкальных произведений и те, где авторам просто почудилось.

Не надо ля-ля

О музыкальном плагиате стали говорить с развитием индустрии звукозаписи – примерно в 1940–1950-х. Тиражи у пластинок быстро стали миллионными. Такими же суммами исчислялся и заработок топовых артистов. Неудивительно, что их истории успеха пытались повторить все кому не лень, перенимая мелодии, ритмы, иногда даже тексты.

Один из самых громких скандалов связан с песней Ob-La-Di, Ob-La-Da группы The Beatles. На языке африканского племени йоруба выражение означает «жизнь продолжается». Артистам о нем поведал нигерийский музыкант Джимми Скотт. А потом подал на них в суд, утверждая, что украдена интеллектуальная собственность! Похоже на бред, но процесс музыкант выиграл и получил денежную компенсацию.

Повестки в суд прилетали и спустя десятилетия. В 2014 году пострадала британская рок-группа Led Zeppelin. Речь о песне Stairway to Heaven. Через 45 лет после релиза музыканты малоизвестной лос-анджелесской группы Spirit вдруг обнаружили, что в их мелодии 1968 года есть гитарный перебор, напоминающий знаменитые аккорды. Сходство было неочевидным, но достаточным для принятия иска. На разбирательства ушло более пяти лет. «Цеппелины» суды выиграли, но денег и нервов на это ушло прилично.

Двойной скандал

Показательный случай последних лет связан с американскими певцами Робином Тиком и Фарреллом Уильямсом. Десять лет назад их песня Blurred Lines звучала из каждого утюга, возглавляла хит-парады 24 стран мира. В том же году на музыкантов подала в суд семья соул-певца Марвина Гэя. Родственники утверждали: инструментальные партии хита идентичны тем, что использованы в композиции Got to Give it Up, которую Гэй выпустил в 1977-м. По решению суда Тик и Уильямс выплатили наследникам звезды 5,3 млн долларов.

И это не все скандалы, которые упоминаются в связи с песней. Актриса Эмили Ратаковски, снявшаяся в клипе Blurred Lines, обвинила Робина Тика в домогательствах. Случай описан в ее книге «Мое тело», которая вышла два года назад. Как выяснилось, певец приставал к ней на съемках. И если бы не режиссер клипа Диана Мартель, кто знает, чем бы все закончилось.

А он и не знал

Объектом разбирательств музыка становится не только в США. Примеров хватает и в близком для нас российском шоу-бизнесе. Так, в 2016 году на Филиппа Киркорова подал в суд французский композитор Дидье Маруани. Он считал, что в песне «Жестокая любовь» использованы музыкальные фрагменты из его композиции Symphonic Space Dream. Расчет был на то, что Киркоров не захочет раздувать конфликт и откупится. Ожидания не оправдались: певец суды выиграл.

Аналогичное дело рассматривали три года назад. Певица Ольга Кормухина обвинила Полину Гагарину и ее команду в том, что они украли аранжировку песни Виктора Цоя «Кукушка». Очень похожую версию в 2011-м делал для артистки ее супруг, рок-музыкант Алексей Белов. Суд встал на сторону Гагариной, потому что в ее случае аранжировка была зарегистрирована в Российском авторском обществе.

Факты

Схожие мелодии можно обнаружить и в композициях известных артистов, и у тех, кто только начинает карьеру. Составили список скандальных хитов, связанных со звездами, которых вы точно знаете.

♦       Lady Gaga – Born this way

Кем бы еще вдохновиться певице, как не кумиром детства Мадонной. Мотив ее песни схож со старым хитом 1989 года Express Yourself. Композиция с драйвовым духом феминизма включена в альбом Like a Prayer. Клип на нее сняли за рекордные 5 млн долларов. В то время считался самым дорогим в истории.

♦        «Дискотека Авария» – «Малинки»

Мелодия российского хита почти точь-в-точь, как у Close To Ragga Remix немецкой группы Fun Factory. Вышла в 1994-м, побывала в главных чартах Германии и США. Попала бы и в российские, но их тогда не было. Зато в России была группа «Дискотека Авария». Через год после немецкой премьеры выпустила «Малинки». Сначала композиция не выстрелила, но группа все равно получила порцию славы, записав в 2006-м новую версию с Жанной Фриске.

♦        «Тату» – «Я сошла с ума»

В этом случае в плагиате уличили уже не российский, а зарубежный коллектив. Американская панк-рок-группа Good Charlotte позаимствовала у «Тату» мелодию главного хита, лишь немного изменив его. Не верите? Тогда послушайте их сингл No Communication.

♦        Олег Газманов – «Эскадрон»

Вступление к песне один в один, как у немецкой группы Bad Boys Blue в треке I Wanna Hear Your Heartbeat. Его музыканты выпустили в 1986 году. «Эскадрон» вышел в 1989-м. Впрочем, претензий западные артисты не предъявляли, и Газманов еще долго выступал со своим хитом. Да еще как! В лихо накинутой шинели, с зажигательными танцами и сальто.

♦        «Руки вверх» – «Песенка»

История умалчивает, откуда немецкая группа АТС узнала о существовании этой песни. Учитывая, что сами «Руки Вверх» удачной ее не считали. Тем не менее права на трек зарубежные продюсеры оформили официально. Через год после российской премьеры, в 1999-м, ATC представила свой дебютный сингл Around the World. Он вошел в топ-10 чартов 13 стран.

КСТАТИ

Плагиатом занимались во все времена. На эту тему есть исторический анекдот, в правдивость которого можно верить, а можно и засомневаться. Дело было в середине XIX века. Начинающий композитор уговорил поприсутствовать на своей премьере автора оперы «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини. Тот согласился, но вел себя странно. Время от времени вскакивал со своего места и, приподняв цилиндр, кланялся, а еще делал заметки в блокноте. После спектакля его спросили о впечатлениях, а заодно поинтересовались, зачем же он вставал и что записывал. Россини ответил: «Я поднимался со своего места и кланялся каждый раз, когда встречал музыку знакомых композиторов. Мне хотелось их поприветствовать. А на бумаге пометил одну симпатичную мелодию. Я как раз заканчиваю новую оперу, и она мне пригодится».

Фото: pixabay.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter