Угроза распространения африканской чумы свиней серьезно подкосила поголовье хрюшек как на свинокомплексах Брестчины, так и на частных подворьях. Теперь оно постепенно восстанавливается, чему способствует и снятие или уменьшение так называемых буферных зон. Но, как показывает практика, не все вопросы разрешены.
НЕДАВНО в корпункт «СГ» обратились жители деревни Козлы Пружанского района. Их интересовало, почему жителям соседнего Мокрого, расположенного на таком же расстоянии от свинокомплекса открытого акционерного общества «Журавлиное», как и их населенный пункт, недавно разрешили держать свиней, а им — нет.
В магазине Журавлиного ассортимент мясных изделий широкий
…С водителем хозяйства Георгием Козловским на автомобиле «отмеряем» расстояние от вышеупомянутых населенных пунктов до расположенного в чистом поле свинокомплекса. От окраины Мокрого напрямик получается около 2,4 километра, от Козлов — 1,8 километра, на двести метров меньше допустимой нынче зоны.
Но здесь выясняется одна интересная деталь. Оказывается, деревни являются одним поселением. И если бы ни дорожные указатели, ни за что бы не догадался, что это два совершенно разных населенных пункта. Естественно, подворья, где в соответствии с установленными ограничениями можно держать свиней и где это запрещено, находятся по соседству, их разделяют всего каких-то два десятка шагов. Ясно, что для вируса болезни это не расстояние. Не дай, конечно, бог, но в случае возникновения опасного заболевания в Козлах, вряд ли оно не доберется до Мокрого.
Об этом — и местные. В Пружанском райисполкоме о проблеме знают, но объясняют ее тем, что действовали на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь. Комплекс в «Журавлином» крупный, в соответствии с нынешними требованиями буферная зона вокруг него должна составлять не менее двух километров. По словам заместителя председателя райисполкома Елены Лопыко, районная власть и рада бы пойти сельчанам навстречу, но только без нарушений действующих нормативных актов.
Чтобы несколько снять напряжение, в агрогородке Клепачи, центральной усадьбе сельхозпредприятия, в конце прошлого года открыт магазин «Мясная лавка», где по приемлемым ценам сельчане могут приобрести мясо, сало, субпродукты. А накануне новогодних праздников хозяйство организовало ярмарку, во время которой мясные изделия и полуфабрикаты продавали со скидками.
— Многих наших вполне устраивает такая практика, — рассказывает главный специалист по идеологической работе ОАО «Журавлиное» Зинаида Усик. — Единственная проблема, которую необходимо решить, — построить свой убойный цех. Тогда мясо для сельчан сможем продавать еще по более низким ценам, чем сейчас. Пока же убой животных ведем на Березовском мясоконсервном комбинате, а также в Пружанском райпо.
Впрочем, даже при наличии в хозяйстве специализированного магазина есть немало хозяев, которые хотели бы сами содержать хрюшек. После уменьшения буферной зоны до одного километра, решение о котором принял Пружанский райисполком, такая возможность появилась у жителей деревень Лежайка, Силичи, Рудники, Бельчицы. Сельхозпредприятие и здесь пошло людям навстречу — все желающие могут приобрести поросят. Спрос изучили заранее. К примеру, только в декабре прошлого года заявки на покупку молодняка подали 86 человек. Более 90 местных жителей записались в очередь на первые месяцы текущего года. По словам Зинаиды Усик, без поросят люди не останутся. Наращивая поголовье свиней на комплексе, в открытом акционерном обществе не забывают и о владельцах частных подворий.
— Да, владельцев личных подсобных хозяйств у нас поддерживают, — соглашается Георгий Козловский. — Я уже в пенсионном возрасте, но продолжаю работать в сельхозпредприятии, держу корову. Сеном каждый год обеспечивают под полную потребность. Тюки привозят прямо во двор. У хозяина только одна забота — укрыть их под навес. Вот бы и со свиньями еще вопрос решить.
С этим тем более нужно определиться: свинины в последнее время не хватает. Даже по торговым рядам на рынках видно, что выбор мяса, сала, готовых мясных изделий гораздо меньше, чем в прежние годы. Для Пружанского, Ивацевичского, Барановичского и Ляховичского районов эта проблема стала особенно острой, поскольку они граничат с другими областями и во время борьбы с африканской чумой свиней были объявлены буферными зонами. Здесь сельчанам пришлось полностью избавиться от поголовья, независимо от того, были ли по соседству крупные свиноводческие комплексы или нет. Из-за этого восстановить численность свиней в личных подсобных хозяйствах очень непросто. Поросята стоят дорого, выбор на рынках невелик. Многие сельчане теперь уже готовы покупать мясо и сало, чем думать о том, как с нуля заполнять пустые сараи, приобретать или заготавливать корма, принимать меры по профилактике заболеваний.
ПЯТИКИЛОМЕТРОВЫЕ буферные зоны вокруг свинокомплексов действовали и в Столинском районе. Жители деревень Плотница, Стахово и Осовцы вынуждены были избавиться от свиней из-за того, что по соседству находился небольшой комплекс КСУП «Припять-2009». Люди поступали по-разному. Кто-то убивал подсвинков, кто-то перевозил животных в деревни к родственникам, где не действовали ограничения. Сегодня все вернулось на круги своя. Буферная зона уменьшилась до 500 метров, и многие сарайчики в Плотнице, Осовцах и Стахово снова «захрюкали». Правда, и восстанавливать поголовье здесь проще, чем, к примеру, в том же Пружанском районе. Оно здесь не было сведено к абсолютному нулю.
Сельчане вспоминают, что лет 20—30 назад очаги серьезных заболеваний на Брестчине тоже появлялись. Тогда также вводились строгие карантинные меры, однако санитарные зоны не были такими крупными, как сейчас. Строгие ограничения действовали на самих комплексах. Буферные зоны, как правило, распространялись не более чем на километр.
Это подтверждают и специалисты хозяйств со стажем. Начальник свинокомплекса ОАО «Селекционно-гибридный центр «Западный» Брестского района Валентина Томильчик отмечает, что в советское время санитарная зона вокруг крупных свинокомплексов составляла 3 километра. В настоящее же время буферная зона вокруг «Западного», где, к слову, содержится почти 90 тысяч свиней, составляет пять километров.
— Такие нормы применяются во всем мире, — говорит Валентина Томильчик. — Они аргументированы учеными, специалистами. Работникам нашего предприятия было запрещено держать свиней еще в 1994 году, поэтому, когда вводились последние ограничения, мы этого практически не почувствовали. В населенных пунктах, которые не входят в пятикилометровую зону, свиней как разводили, так и разводят. Для остальных работников мясо реализуется по сниженным ценам уже много лет.
Кстати, мясные изделия «Западного» на рынках, а также в магазинах стоят дешевле, чем у многих других производителей. Добиваться этого нелегко, ведь корма, медикаменты, техника, энергоресурсы постоянно дорожают, но передовые технологии позволяют успешно конкурировать с другими производителями, с теми же частниками.
И все-таки поголовье свиней в личных подсобных хозяйствах также должно увеличиваться. Строгие санитарные требования к крупным свиноводческим комплексам предъявлялись и раньше. Но на объектах, где численность поголовья не превышает десяти тысяч, такой строгий карантин, наверное, не всегда оправдан.
— При решении этого вопроса должен быть комплексный подход, — считает председатель Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Степан Радковец. — В области постепенно восстанавливается поголовье свиней к уровню 2013 года. Мы идем в соответствии с запланированными графиками. В настоящее время поголовье свиней в хозяйствах Брестчины составляет почти 427 тысяч голов, на 1 января 2016 года мы должны выйти на 508,4 тысячи голов. Такой прирост, с учетом сложившейся в прошлом году динамики роста, будет обеспечен. Это позволит не только увеличить объемы производства свинины, удовлетворить потребности внутреннего рынка, нарастить поставки на экспорт, но и помочь личным подсобным хозяйствам. Ощутимую поддержку людям многие комплексы оказывают уже теперь.
Фото автора