Культура вождения прогрессирует, но вопросов к водителям еще немало

От дороги аж трясет

Культура вождения в последнее время прогрессирует, и это радует. Но, тем не менее, вопросов к водителям еще немало. 


Парадокс, но часто бывает так: человек в жизни меланхолик, а сядет за руль — яростный гонщик. «Лошади» под капотом его, что ли, так раззадоривают? А кто-то банально злоупотребляет: гашетку в пол — и поехал. И это на дорогах общего пользования, где любое транспортное средство — источник повышенной опасности.

Для начала перечислю действующих лиц на дороге. Прилежные водители и пешеходы, коих сейчас большинство. Но, кроме них, есть еще и лихачи, чаще на подержанном баварском премиуме, либо же просто любители сыграть в «шашки», двигаясь между полосами вне зависимости от марки автомобиля. Прибавьте в эту компанию наглых дамочек на дорогущих внедорожниках, безбашенных таксистов и водителей каршеринга, у которых время, действительно, живые деньги, а еще пешеходов с притупленным инстинктом самосохранения — любителей побегать на красный сигнал светофора. В общем, представление можно начинать — все в сборе. 

Акт первый. Новичок за рулем. Я вожу восемь лет, думаю, имею право считать себя более-менее опытным водителем. Автошкола дает минимальную базу, но водителя в полном понимании этого слова не готовит. Каждый выезд в город для новичка — стресс. И дело даже не в самой организации дорожного движения. Она постоянно совершенствуется, упрощается и нацелена на безопасность его участников. Помню, только получил права и рулил впервые по проспекту: спина мокрая, хоть майку выжимай. Чуть задумался на светофоре — уже сигналят. Зачем сигналить почем зря? В правилах дорожного движения четко написано: в населенных пунктах применять звуковой сигнал разрешается только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. И точка. Хочешь поторопить неуверенного водителя — моргни ему фарами.

И, кстати, женщины водят хуже мужчин разве что в бородатых анекдотах. В реальной жизни они ведут себя на дороге аккуратнее, интеллигентнее. Да, порой неспешность на дороге — даже минус. «Овощи» и «летуны» — две крайности, в которые не стоит впадать. Маневры нужно совершать вовремя: где газку поддать, а где и притормозить, например, даже перед пустыми пешеходными переходами. Эта привычка не раз пригодилась — человек на дороге может появиться, казалось бы, откуда ни возьмись, в одно мгновение. 

Акт второй. Беспечный ездок. Правильно говорят: настоящим водителем становишься лет через пять стажа. В первый год, как получил права, для себя был умелым водителем. Мнимое мастерство расслабляет. Сколько штрафов за скорость и неправильную парковку приходило юному студенту — уже и не счесть. Позже на машине тут и там стали появляться боевые шрамы: царапины на дверях и трещины на бампере от парковок впритирку, разорванные колеса и разбитая подвеска от наездов на бордюры, пару раз чудом не попал в аварию. Лишь тогда до меня дошло, что я не такой уж и опытный водитель. 

Акт третий, заключительный. Культурная эволюция. Еще пару лет назад в Минске водители неохотно пропускали друг друга при перестроении. Сейчас же, если видят: человек просится, ну прозевал момент, а следующий съезд далеко впереди, то обязательно пропустят. А тот в ответ моргнет аварийкой — поблагодарит. Теперь и в спину практически не сигналят, водители стали терпеливее. Или вот выруливает в узком дворе незадачливый ездок — за ним соберется пробка, но все мирно ждут, никто и слова не скажет. Кануло в лету и благоговение перед дорогими тачками. Раньше как было: «табуретку» никто не пропустит, зато перед наглухо тонированным «Мерседесом» услужливо расступаются. 

Словом, культура на дорогах прошла очередной эволюционный виток. На это ей понадобилось два десятка лет, пока автомобиль действительно не перестал быть роскошью. Конечно, еще осталась определенная нервозность между водителями, особенно в час пик, но она не столь принципиальна. Нынешним новичкам определенно точно после первых поездок по городу майку выкручивать уже не придется. 

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter