ЕВРАЗИЙСКАЯ экономическая комиссия одобрила проект соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках ЕАЭС. Документ весьма важен для аграриев, тем более перед весенними полевыми работами, которые уже не за горами. Он разработан для реализации унифицированных требований в сфере испытания сортов и семеноводства, взаимного признания странами свидетельств по видовым и посевным качествам семян. Соглашение поможет устранить искусственные барьеры во взаимной торговле, на новую ступень поднимет развитие единого рынка агропромышленного комплекса, который, к сожалению, в последнее время по ряду позиций притормозил.
Не зависеть от капризов погоды
Выражение «Что посеешь, то и пожнешь» давно стало фигуральным, и только для тех, кто работает на земле, эти слова имеют самый прямой и конкретный смысл — сила и качество будущего урожая напрямую зависят от семян. Правильно подобранный посадочный материал способен на 30—50 процентов повысить урожайность, значительно снизить потери при неблагоприятных погодных условиях, которые мы наблюдаем и преодолеваем с завидным постоянством.
Сегодня выбор у белорусских земледельцев солидный: 20—30 сортов по каждой зерновой культуре. И если в 70-е годы прошлого столетия в республике было всего несколько сортов, то сегодня более двухсот. Еще десяток лет назад кукуруза в стране оставалась в тени, а теперь есть свои гибриды, аграрии получают до 20 тысяч тонн семян в год, что позволяет сэкономить десятки миллионов долларов.
Мы заявляем о себе и как законодатели мод в производстве ряда элитных семян. Более 70 белорусских сортов с успехом возделываются и включены в национальные реестры России, Украины, Литвы, Латвии, Молдовы, Кыргызстана, даже Германии, что говорит о их высокой конкурентоспособности. Да и на наших почвах в большинстве регионов отечественные сорта превосходят по продуктивности и устойчивости к природным вызовам зарубежные.
— Семена — основа и сердце растениеводства, — убежден генеральный директор научно-практического центра НАН Беларуси по земледелию Федор Привалов. — К сожалению, в некоторых сельхозпредприятиях явно недооценивают этот фактор, редко проводят сортообновление. Пользуются тем, что есть в наличии, а это, как правило, устаревшие и далеко не перспективные сорта. Жаль: люди вкладывают много труда и средств, а отдача невелика. Экономить надо не на этом.
Сейчас урожай лишь на 15—17 процентов зависит от капризов погоды. Например, теперь дожди не так уж и страшны, поскольку есть фунгициды, которые не дают развиваться болезням. Появились гербициды для различных культур, препараты, регулирующие рост растений. А по урожайности ряда культур Беларусь уже догнала Украину с ее черноземными почвами, о чем раньше даже мечтать не смели. Поэтому сегодня основная задача АПК — производить то, что можем в первую очередь сами. Основа есть — высокие результаты в области генетики и селекции сельскохозяйственных растений.
Контрафакт против урожайности
А вот у наших основных торговых партнеров россиян около 30 процентов посевов всех основных сельхозкультур засевается некондиционными семенами. И это по официальным данным Минсельхоза. Значительную часть рынка занимает пресловутый контрафакт. Материально-техническая база селекционных центров и семеноводческих хозяйств настолько устарела, что даже малейшие достижения в области селекции невозможно реализовать на рынке. Трудно добиться необходимой сортовой чистоты, что влияет на продуктивность семян и, естественно, снижает рыночный спрос. По ряду культур рынок на 60—80 процентов принадлежит иностранным компаниям, по некоторым все сто. Местные сорта и гибриды стремительно теряют свою долю и значимость.
Семеноводство сегодня — одна из основных зон риска для продовольственной безопасности России. Для решения проблем Минсельхоз разработал стратегию развития селекции и семеноводства основных сельхозкультур до 2020 года. На развитие отрасли планируется выделить 370 миллиардов рублей из федерального бюджета. Не останутся в стороне и местные власти.
Проблема контрафакта у россиян встала во весь рост, когда было отменено лицензирование семеноводческой деятельности. Именно тогда рынок заполонили компании, продающие неизвестно что, возможно, даже подкрашенное кормовое зерно с полным пакетом поддельных документов.
Что имеем, не храним…
У нас свои проблемы, хотя положительных моментов куда больше. Скажем, озимые рожь и пшеница выдерживают нынешние морозы, но ситуацию простой не назовешь. После достаточно теплого декабря, отсутствия снежного покрова, а затем резкого похолодания вопросы могут возникнуть с озимым рапсом, считают специалисты. Более точные данные поступят в ближайшие дни, когда ученые и станции Гидромета сделают отбор проб.
К сожалению, есть и абсолютно непонятная практика, на которую еще в июле 2015 года обращал внимание Комитет госконтроля. В частности, использование семян низких репродукций, чрезмерный импорт, игнорирование продукции элитхозов. Многие вопросы и сегодня не решены. Конкретные примеры привел заместитель начальника управления контроля за работой агропромышленного комплекса КГК Владимир Дыбаль:
— Почти каждая третья тонна подготовленных к осеннему севу 2015 года элитных семян озимых зерновых осталась невостребованной. В то же время их завезено из-за рубежа 645 тонн. В Государственный реестр сортов не включен ни один отечественный сорт озимого ячменя, в хозяйствах используются в основном зарубежные сорта. Из предусмотренного приказом Минсельхозпрода задания по объему реализации 150 тонн семян элиты озимого ячменя хозяйствам поставлено лишь немногим более 88 тонн. В организациях до сих пор не достаточно семян льна, их значительная часть имеет низкий репродукционный состав. Для посева многолетних трав на пашне и проведения перезалужения лугопастбищных угодий недостает около трех тысяч тонн семян многолетних трав.
Обидно, что в республике практически нет своих семян овощных культур, констатирует Владимир Дыбаль. Государственной комплексной программой развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011—2015 годах РУП «Институт овощеводства» установлено задание на их производство в объеме почти 237 тонн суперэлиты и элиты. Произвели 35,5 тонны — 15 процентов к плану. При этом, если задание по семенам капусты перевыполнено в шестикратном размере, лука репчатого — в четырехкратном, то чеснока произведено лишь 18 процентов, кабачков и свеклы столовой — 36 процентов, не получено ни одного килограмма элитных семян патиссонов, укропа, фасоли овощной, бобов.
Как следствие — дефицит восполняется за счет импорта. В прошлом году завезено семян овощных культур более чем на восемь миллионов долларов.
В Государственный реестр включены отечественные сорта и гибриды с различными сроками созревания капусты белокочанной — 14 наименований, свеклы столовой — 4, лука репчатого — 8, моркови — 4, гороха овощного — 12 наименований и так далее. Так где же они? Кстати, на выведение одного сорта овощных культур тратится около 30—35 тысяч долларов, а на производство тонны их оригинальных семян — от 50 до 65 миллионов рублей.
Вспомним, еще в 80-х годах в республике выращивались семена более 15 видов овощных культур, среди которых огурцы, томаты, свекла столовая, капуста, щавель, редис. Вот и получается в результате, что на сегодняшний день поставкой семян овощных культур в республику занимается более 50 субъектов хозяйствования, и деньги далеко не всегда поступают в госказну.
shevko@sb.by