С чего начинается любовь к Родине и что вызывает у наших граждан гордость за страну

Осознанный патриотизм в действии

Ко Дню Независимости Институт социологии НАН подвел итоги масштабного исследования. Что оно показало? 

Исторические вехи

Директор Института социологии НАН кандидат социологических наук Николай Мысливец сообщил, что среди праздников на первое место белорусы ставят День Независимости и День Победы. 

Одна из социально-демографических групп, участвовавших в исследовании, — люди от 18 до 29 лет. Именно у них в топ вошли государственные праздники и символы Беларуси. Они же лидеры и в деятельном патриотизме, когда не словом, а личным примером и работой доказывается преданность стране. Как отметил первый проректор Белорусской государственной академии искусств доктор философских наук Светлана Винокурова, такие люди понимают патриотизм как патриотизм в действии, патриотизм, который направлен на то, чтобы отражать свою культуру. Это правильный путь воспитания патриотизма через профессию, через определенное дело, которое ты хорошо знаешь, в области чего получаешь образование. 

О гражданской позиции и соблюдении законов

Как сообщили в Институте социологии, в одном из вопросов респонденты должны были завершить фразу «Для меня Беларусь — это...». Предлагалось несколько вариантов ответов, которые позволяли проанализировать ассоциации, которые в сознании населения связаны с нашей страной. Как показывают данные, 64,8 % воспринимают Беларусь как страну, в которой они родились, — этот ответ наиболее распространен среди респондентов всех возрастных групп. На втором месте ответ: «Для меня Беларусь — это страна, где я живу». Третий по популярности ответ говорит о том, что для части опрошенных Беларусь является землей их предков. 

На вопрос, гордятся ли респонденты тем, что являются гражданами Беларуси, были получены следующие ответы. Подавляющее большинство опрошенных гордятся тем, что являются гражданами Беларуси. Доля респондентов, положительно ответивших на этот вопрос, составила 90,9 %. Наиболее высокий удельный вес тех, кто разделяет такую позицию, наблюдается среди молодежи — 96,9 %. Кроме того, высокий процент респондентов, которые дали положительный ответ, и в самой возрастной группе — от 55 лет и старше. 

90,9 % белорусов гордятся своим гражданством

Третий вопрос был сформулирован следующим образом: что значит быть гражданами Беларуси? В этом исследовании социологи попытались выяснить, какой смысл люди вкладывают в это важное понятие. Наиболее распространенным суждением является необходимость соблюдать законы нашей страны. Доля респондентов, которые выбрали этот вариант ответа, составляет 44,4 %. Для 27,6 % опрошенных быть гражданином Беларуси означает иметь официальное белорусское гражданство. Третий по популярности ответ — наличие активной гражданской позиции. Среди респондентов из молодежной группы от 18 до 29 лет наиболее значимыми оказались два утверждения: необходимость соблюдения законов и наличие активной гражданской позиции.

Еще один вопрос был призван изучить восприятие патриотизма у белорусов. 86,5 % относят себя к патриотам Беларуси. 



Фундамент для строительства будущего

Как отметил Николай Мысливец, вопросы изучения общественного мнения различных групп населения нашей страны, вопросы отношения к прошлому и настоящему традиционно находятся в центре внимания тех, кого мы называем гуманитариями, — обществоведов, политологов, социологов, историков. Это исследование — один из этапов комплексной работы, которая проводится вместе с населением. Все, что касается оценки нашего прошлого и настоящего, оценки роли патриотических ценностей в сегодняшней жизни, — предмет серьезной и глубокой рефлексии. В результате опросов удалось узнать, что, по мнению респондентов, в наибольшей степени способствует сплочению народа. Белорусы уделяют пристальное внимание прошлому и исторической памяти. Это полностью подтверждается проведенным исследованием. Так, 39,7 % опрошенных считают, что сплочению белорусского народа способствует историческое прошлое страны. 

Мы живем в быстро меняющемся и неустойчивом мире. В этой ситуации абсолютно закономерно обращение к прошлому. Это своего рода спасительный якорь, который выполняет важную функцию. Он демонстрирует, что только с опорой на прочный фундамент, который достался нам исторически, мы имеем все возможности преодолеть сложную эпоху. 

Петр Петровский, политолог:

— Результаты проведенного соцопроса «Патрио­тические ценности населения Республики Беларусь» говорят о том, что происходит дальнейшая консолидация общества. Белорусы все больше чувствуют ценность институтов государственной власти и нашего конституционного строя. Самое главное, что люди осознают, что патриотизм — это не просто красивое слово, а конкретные действия гражданина по отношению к своей Родине. Особого внимания заслуживает молодежь. Если рассматривать исследования подобного плана, например, двухлетней давности, то они свидетельствуют о более глубоком отношении молодых людей к понятию патриотизма. С молодежью надо продолжать активно работать. 

Светлана Алейникова, социолог, аналитик БИСИ:

— Прежде всего хотелось бы отметить, что тема данного исследования сегодня очень актуальна для нашего общества. Результаты свидетельствуют о том, что белорусы очень привязаны к родной земле, к своей малой родине, к тому месту, где человек живет и работает. Именно поэтому самое главное для белорусов — жить и работать в родной стране. Основной акцент в ответах респондентов — быть полезным своему государству. И это патриотизм не лозунговый, а глубинный, который передается из поколения в поколение. Все это дает основание утверждать, что в Беларуси сформировалась национальная идентичность, которая не подразделяется на государственную и гражданскую, а представляет собой единое целое. Это говорит о формировании зрелого и мудрого общества.

В ТЕМУ

В исследовании Института социологии НАН «Патриотические ценности населения Республики Беларусь» респондентами стал 1001 человек из всех регионов страны. Среди опрошенных почти 74 % составляют городские жители и свыше 26 % — люди, которые проживают в сельской местности. Больше всего тех, кто относится к средней возрастной категории, — почти половина. Далее идут пенсионеры — 27,5 %. И замыкает тройку молодежь — 23,5 %. 

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter