Осень прошлого

21 участник подпольного сопротивления, организованного в Минском гетто в годы фашистско–немецкой оккупации, посмертно награжден государственными наградами...

В Минске продолжаются памятные дни, посвященные трагической дате — 65–летию окончательного уничтожения Минского гетто. Накануне, 21 октября, в концертном зале «Минск» состоялось большое собрание общественности. 22 октября в торжественно–скорбной обстановке открыты памятный знак на месте уничтожения более 5.000 евреев Минского гетто на бывшем еврейском кладбище и мемориальный камень в память о депортированных и уничтоженных в Минском гетто евреях Кельна. В Минском Международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау прошел международный научный симпозиум «Изучение истории Холокоста в Германии и Беларуси» с участием большой делегации немецких историков, исследователей и общественных деятелей. В Музее истории и культуры евреев Беларуси открылась выставка «Памятники памяти», рассказывающая о памятниках Холокоста в Беларуси. Но перед тем там же прошла еще одна очень важная церемония: представитель Министерства обороны от имени Президента передал музею награды — юбилейные медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне», которыми приказом министра обороны награжден 21 участник подпольного сопротивления, действовавшего в Минском гетто. К этому событию самое непосредственное отношение имела и наша газета, главный редактор которой приложил немало деятельного участия для того, чтобы пусть и через годы, но справедливость восторжествовала. Награжденные люди — герои. Они погибли, сражаясь за свободу. Награды им — знак того, что Беларусь помнит своих достойных сыновей и дочерей и сделает все, чтобы подобное больше никогда не повторилось. Советские люди, евреи, в первую очередь были гражданами своей страны и разделили сполна и ее боль, и ее борьбу, и ее победу, как и все другие, независимо от национальности. Один из наиболее ярких примеров — борьба юной минчанки Маши Брускиной, уже в первые дни войны помогавшей спасаться из немецкого плена нашим солдатам. За это девушка стала одной из самых первых жертв гитлеровского террора на белорусской земле.


— Как же все помнится... Ничего не забыл... Даже какая погода была в тот день... — Борис Сребник, доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при правительстве Российской Федерации, пытается сдержать эмоции, но видно, что получается это с трудом. — Тогда Иосиф Левин, тоже подросток, вывел меня с группой других ребят за колючую проволоку Минского гетто и проводил к партизанам, после чего я жил в знаменитой сегодня деревне Поречье Пуховичского района, где местные жители приютили 40 несчастных, обреченных на смерть еврейских детей.


Назавтра после нашего ухода гетто уничтожили... Иосиф спас мне жизнь... Это ее, Майин, старший брат, — Борис Владимирович чуть кивает в сторону своей спутницы. Майя Исааковна Крапина тоже смотрит с увлажненными глазами:


— Борис специально прилетел в Минск на открытие памятника узникам Минского гетто, которых оккупанты уничтожили здесь, на бывшем еврейском кладбище. Более пяти тысяч человек легло в братские могилы...


Памятник погибшим узникам (авторы Леонид Левин и Максим Петруль) стоит под большим раскидистым старым деревом — возможно даже, свидетелем той трагедии. Сегодня оно окутано золотом осенней, но уже все более и более редеющей листвы. Может быть, именно оттого выглядит особенно задумчивым и грустным. Оно тоже скорбит. И его падающие листья, как слезы людей, оставшихся в той страшной осени...


Мнения


Герберт Вольхютер, стоявший у истоков Международного образовательного центра IBB–Dortmund:


— Самое дорогое, что у нас есть, — живые свидетели той страшной трагедии, а их остается все меньше. Наша задача сейчас — не дать памяти уйти вместе с ними. Книги, камни, памятники — все это помогает оживить историю. В том числе историю моего народа. Ведь это наши отцы и деды пришли в Советский Союз, чтобы уничтожать его... Ужас Холокоста не должен повториться. И спасибо Беларуси за то, что постоянно протягивает руку для примирения.


Петер Юнге–Вентруп, директор IBB–Dortmund:


— Впервые я приехал в Беларусь в 1986 году. Только тогда мне стало понятно, каковы на самом деле последствия той войны, сколько смерти и жестокости принесла она на вашу землю! Хатынь, «Яма», Красный Берег, Тростенец — эта часть истории в Германии была почти неизвестна. До начала 90–х годов наши знания простирались только до Польши. Но если мы хотим жить в открытой Европе, все пласты истории должны стать открытыми.


Кроме того, есть ведь конкретные биографии. В 1941 году из Кельна, Дюссельдорфа, Бонна в Минск нацисты депортировали тысячи граждан Германии, которых здесь немцы же и уничтожали. Наша обязанность помнить об этом. В Библии есть фраза: «Тайна памяти — есть искупление». Надо постараться искупить вину хотя бы перед теми немногими, кто пережил этот ужас. В Минске мы устанавливаем памятные камни из городов, откуда во время войны были депортированы люди. Даем возможность бывшим узникам гетто, концлагерей, людям, вывезенным на принудительные работы в гитлеровскую Германию, встречаться и говорить, делиться пережитым, как сегодня в Исторической мастерской здесь, в Минске. Мы надеемся, что это общее переживание делает наше страшное прошлое не тем, что разъединяет, а, наоборот, — тем, что позволяет вместе смотреть в будущее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter