В Чехии — Адвент, ожидание Рождества

Орешки в карпах

Где? Где будут продавать рождественских карпов? Чехи ищут в газетах и социальных сетях списки точек, начинающих продажи. А что в этом году будет новенького? О, специальные «здоровые» карпы — чтобы побольше Омега–3 и прочих полезностей? Ну и что, что дороже раза в полтора! Нет, на здоровье мы экономить не будем! По крайней мере, не в праздничный день. О, черные карпы? Это занятно, но как–то непривычно, уж лучше возьмем «здоровых». Или все–таки обычных? «Здоровые» все ж таки дороже... (Экономить — любимый и самый массовый чешский вид спорта. Но мы же их понимаем, правда?)

sb11-MLP_08281912.jpg
Рождественская ярмарка в Нюрнберге.

Ну и когда? Когда и на каком, скажите, пожалуйста, канале нам покажут «Три орешка для Золушки»? Это на пространстве бывшего СССР (хотя уже далеко не на всем) есть новогодняя традиция смотреть сказку для взрослых «Ирония судьбы», а чехи предпочитают сказку для детей (и при желании присоединяющихся к ним взрослых — я, например, присоединюсь обязательно) «Три орешка для Золушки». (Кстати, в ноябре фильму исполнился 41 год.)

В общем, вы уже поняли: в Чехии — Адвент, ожидание Рождества. Ждем, готовимся, свечки зажигаем. Елки уже повсюду огнями зажглись, горячее вино и медовуха охотно идут в розлив — согреться, согреться, пока горяченькое, пиво отошло на второй план (понятно, что ненадолго, потому что никакие катаклизмы не способны сбросить любимый напиток нации с высшей ступени пьедестала почета). К вину разбираются горячие штрудели и прочие пряники (нет, не тульские, все, связанное с российской тематикой, в Чехии сегодня не слишком в чести). Праздник.

При этом не стоит забывать, что сами чехи — нация на редкость ненабожная, даже можно сказать атеистическая: так кровопролитная борьба между католической церковью и гуситами в XV веке отразилась на нежной чешской душе, что она утратила веру. Не окончательно, конечно, но очень сильно. Что, конечно, не помешало недавно начать крупномасштабную реституцию церковного имущества: церкви возвращают здания, материальные ценности (в том числе музейного уровня), земли и лесные угодья. Но мы сейчас не об этом, мы — о Рождестве, которое в атеистической Чехии — тоже праздник. Большой. Можно даже сказать, главный в году (наряду с Пасхой, конечно).

А что такое главный праздник года по–чешски? То же самое, что и у нас: убрать квартиру, наготовить всяких вкусностей, а потом несколько дней радостно ходить в гости и принимать гостей у себя. Вы вот думали иногда, почему мы (и чехи тоже) столько всего готовим на праздник, особенно с учетом того, что есть приходится ночью, в неурочное, так сказать, время? А все оттуда — из седых веков: принято тогда было, чтобы стол ломился и съесть все невозможно было. В Китае, между прочим, на Новый год (по лунному календарю, конечно) так же: нужно, чтобы еды было не просто много, а очень много. Этим мы типа удачу, благополучие и изобилие будущего года заклинаем. Вера в заклинания вроде как прошла, но сила их осталась — столы нам нужны очень крепкие. Ну чтобы и танцы смогли выдержать в случае чего.

В Чехии все (ну или почти все: карп у нас праздничным рождественским блюдом не считается), как у нас, — и колядки, и вертепы. Колядуют в сочельник, 24 декабря. Обычай строить вертепы распространился благодаря ордену францисканцев еще в XIII веке. Но в Праге первый настоящий вертеп — со сценами, изображающими рождение младенца Иисуса, — появился только в 1562 году. А вот первая рождественская елка куда позже — в XIX веке. В 1843 году газеты в Праге писали о елочных базарах как об обычном и очень распространенном явлении.

С тех пор, надо признать, немногое изменилось. Ну разве что рождественских базаров стало больше, а Прага приобрела репутацию одного из самых романтических городов мира (совершенно справедливо, если вдруг хотите знать мое мнение). В этом году столица Чехии ожидает почти 200 тысяч туристов, которые приедут сюда на праздники. Правда, в отличие от предыдущих лет, когда одними из главных были туристы из России, в этом году их будет мало. Или почти не будет: финансовый кризис, сами понимаете, не до путешествий. Им на смену уже спешат полчища туристов из Китая и Южной Кореи, открывшие для себя Прагу и другие чешские города совсем недавно.

Но, как пелось в одной известной песне, нам всегда чего–то не хватает. Так что вас вряд ли удивит, если я скажу, что сами чехи любят ездить на рождественские ярмарки за границу — в Нюрнберг (там самая большая в Германии ярмарка), Дрезден, Вену и Зальцбург. То ли вино там горячее, то ли штрудель слаще? То ли чехам, как и тем, кто приезжает из разных стран к ним в гости, хочется новых впечатлений?

Но они все равно вернутся к сочельнику — чтобы собраться вместе за праздничным столом и отметить праздник. Который когда–то считался религиозным, а сейчас стал просто любимым.

С Рождеством вас!


Советская Белоруссия №242 (24623). Пятница, 19 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter