Орел и решка

Кому премия Никиты Михалкова несет в клюве сладкие «пряники»?

Кому премия Никиты Михалкова несет в клюве сладкие «пряники»?


23 января, когда осядет снег от топота копыт новогодней упряжки Деда Мороза, будут названы победители российской кинематографической премии «Золотой орел». Таким образом, после кнута, которым Никита Михалков безжалостно отстегал прошедший VII съезд российских кинематографистов, пришел черед «пряников». Получат их по старой доброй традиции только приближенные к телу поклонника Петра Аркадьевича Столыпина, приверженца здорового образа жизни, бессребреника и правдолюба, тоскующего тихими зимними вечерами в своей усадьбе на Николиной Горе за рюмкой домашней водки о крепкой государственной руке. Лояльность к Никите Сергеевичу, а вовсе не художественные заслуги — главное условие попадания в фавориты премии «Золотой орел». Так случилось, что «решка», или оборотная сторона, у этого «орла» весьма прозаична.


Например, в номинации «Лучший игровой фильм» представлен соответствующий вкусам Михалкова, вызвавший неоднозначные оценки и бурю полемики блокбастер «АдмиралЪ» — откровенно массовое кино, спродюсированное Первым каналом в лице Константина Эрнста. Кроме этого, на данную награду претендует ретродрама директора киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя». Определенно не лучшая работа мастера, затянутое, местами просто откровенно скучное зрелище, тоскующее по советским 70–м, без песен и концертных номеров «Стиляг», но с одинаково непонятным месседжем.


Единственному достойному претенденту в этой номинации фильму Михаила Калатозишвили «Дикое поле» в такой компании явно ничего не светит.


Друг и соратник Михалкова со времен участия картины «Дневник его жены» в конкурсной программе Московского Международного кинофестиваля Алексей Учитель в этом году претендует на звание «Лучший режиссер» с довольно слабой и невыразительной картиной «Пленный». Постоянная участница конкурса, дочь Анна Михалкова, также поборется в этом году за приз. Ее роль в картине «Живи и помни» вполне могут назвать «лучшей женской ролью второго плана».


В номинации «Лучший сценарий» ситуация непроста. С одной стороны, совершенно самодостаточное произведение Юрия Арабова «Юрьев день», с другой — страшная фольклорная сказка «Дикое поле» культовых авторов 90–х Петра Луцика и Алексея Саморядова («Дюба–дюба», «Дети чугунных богов», «Лимита», «Окраина»). Ну и слезливо–романтическая история Владимира Валуцкого и Зои Кудри «АдмиралЪ».


Номинация, которая не вызывает в этом году никаких нареканий, — «Лучшая женская роль». И Дарья Мороз, и Ксения Раппопорт, и Чулпан Хаматова («Бумажный солдат») вновь доказали, что они прекрасные драматические актрисы. У мужчин лучшими оказались Олег Долин («Дикое поле»), Данила Козловский («Мы из будущего») и Константин Хабенский («АдмиралЪ»). Странно, что в номинации нет верного тимуровца Никиты Сергеевича, молодого «орленка», так и не научившегося пока высоко летать, — Михаила Пореченкова, которого Никита Сергеевич безуспешно сватал в председатели союза кинематографистов, за что и был освистан коллегами.


Так и порхает «Золотой орел» из года в год почти всегда мимо художественных открытий, отдавая дань любимчикам, румяным дочкам и верным ординарцам. Но огромная тень его крыльев по–прежнему внушает страх и уважение более мелким птицам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter