Опознанные труппы

Сегодня открывается неделя Международного фестиваля современной хореографии — IFMC–2010

Витебск продолжает. Сегодня открывается неделя Международного фестиваля современной хореографии — IFMC–2010, где с 24 по 28 ноября вниманию жадной до танцев публики будут представлены лучшие балетные спектакли современных хореографов из Украины, Италии, Люксембурга и России.


За долгие годы своего существования, а нынешний IFMC уже 23–й по счету, витебский фестиваль вырастил целое поколение приверженцев танца модерн. Здесь и только здесь сделали себе имена многие хореографы: Ольга Пона, Евгений Панфилов, Татьяна Баганова, Сергей Смирнов, Раду Поклитару... Непрерывающийся фестивальный ритм увлек и белорусских танцовщиков, сегодня вполне знаменит и собирает аншлаговые залы театр современной хореографии из Минска D.O.Z.SK.I. Сложилось с модерном у витебского хореографа Дианы Юрченко. Гродненская группа «Тад» с упорством воды, которая, как известно, и камень точит, каждый год привозит на фест новую работу.


На IFMC–2010 зрителей ожидает обильная концертная программа, а конкурсантов будет согревать мысль о призовом фонде фестиваля — 10 тысяч долларов. В этом году, к слову, в конкурсе участвуют 26 коллективов из 14 стран. Профессиональное жюри возглавит немецкий хореограф Дитмар Зайфферт.


Сейчас, когда до наступления фестиваля осталось всего пару часов, трудно предположить, чем будут удивлять хореографы в этом году: голым ли телом, или хип–хопом в сочетании с классикой, быть может, гипнотическим общением танцоров с залом. О тенденциях развития жанра накануне феста говорит искусствовед Татьяна Ратобыльская, она только что посетила «Танцевальную ярмарку» в Дюссельдорфе и уже спешит на форум в Витебск, где приглашена работать в составе экспертного совета.


— Мне видится будущее танца модерн в роли интерпретатора новейшей современной музыки, — в насмотренности г–жи Ратобыльской сомневаться не приходится. — И танец, и музыка основываются на чувственном ритме, оба бессловесны и достаточно абстрактны. Их взаимные интерпретации или диалог и может дать новый художественный результат.


Фестивальная неделя в Витебске будет щедра на подобного рода дискуссии, когда радикальные хореографы категорически не приемлют позиции критиков, или, предположим, на штурм современности с торжественного разбега бросаются отчаянные журналисты. Пока предлагаю размяться — ознакомиться с программой предстоящего праздника и галочкой для себя отметить, какой балет в этом году на фестивале необходимо смотреть всенепременно. Наслаждайтесь.


Балет «Дауншифтинг» («Очарованная студия танца» Spellbound dance company, Италия).


Хореограф. Мауро Астольфи.


О чем. Это своего рода возрождение или «добровольное упрощение», отмечающее поворотный момент в последних работах студии. Создатели и участники спектакля — это те, кто внезапно выбирает другое направление, те, кто может представить альтернативное будущее, способное заставить их вновь обнаружить собственные страсти и улучшить качество собственной жизни...


Предвкушение. Витебск — это единственный в Беларуси город, где можно познакомиться с шедеврами незнакомых нам западных хореографов.


Моноспектакль Solo con piano.


Хореограф. Жанфранко Челестино, Люксембург.


О чем. В комбинации танцы и игры на фортепиано хореограф рисует город, создает театральный, хореографический портрет современной жизни, современного индустриального центра и города сладких мечтаний, он стремится отразить жизнь и характер люксембургской столицы.


Предвкушение. Этот остроумный спектакль, дуэт музыканта с роялем, можно посмотреть на личной странице Челестино http://www.myspace.com/gianfrancocelestino и горячо пожелать себе оказаться в том зале, где к виртуозной технике танцовщика добавиться его дыхание.


Танцспектакль «За краем край» (Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова»).


Хореограф. Сергей Смирнов, Екатеринбург.


О чем. Речь идет о судьбе бабы Вали, которая каждый день, как на работу, ходит на пристань у реки и ждет паром — надеется на встречу с родным человеком.


Предвкушение. Премьера — и этим все сказано. В Витебске от театра Евгения Панфилова всегда ждут новых работ.


Балет «Отторжение» (Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова»).


Хореограф. Лариса Александрова.


О чем.  О зверском бытовом насилии мужских особей над женскими.


Предвкушение. В 2008 году спектакль был удостоен двух «Золотых масок»: как лучший спектакль в современном танце и как лучшая работа художника по свету. В отличие от другой прославленной феминистки от танца Пины Бауш в этом спектакле хореограф Александрова как будто бы подсказывает женщинам, где им найти спасительный выход из тупиковой ситуации.


Балет «Щелкунчик» («Киев модерн–балет»).


Хореограф. Раду Поклитару.


О чем. Лишенная отеческой ласки нищенка Мари влюбляется в пожилого лысого одноглазого гипнотизера Дроссельмейера. Его тоже влечет к юной деве, но по причине ее несовершеннолетия он создает своего молодого клона — Щелкунчика — и весь спектакль мучительно ревнует, наблюдая за детскими чувствами, играми и шалостями. В последний момент Дроссельмейер–старший все же рвется к Мари под венец... Вспышка... И печальный финал сказки: мечтательная бродяжка замерзает в сугробе.


Предвкушение. Самый дорогой, «обуржуазенный» спектакль фестиваля, когда зритель имеет возможность насладиться не только актуальным танцем, трюкачеством, дивертисментом, но и роскошными костюмами персонажей.


Хореографическая фантазия «Дождь».


Хореограф. Раду Поклитару.


О чем. Спектакль объединяет шесть миниатюр на музыку народов мира и Баха. Ну, например, женщина собирает чемодан и провожает мужчину на вокзал как будто навсегда, но он возвращается, однако потом все–таки уходит. Или: любовный треугольник: женщина и двое мужчин, один из них — в рубашке и пиджаке, другой — в майке и брюках на подтяжках, но одинаково остаются ни с чем... Словом, сценки из жизни.


Предвкушение. Как говорит сам Поклитару: «Это театр очень молодых людей, молодых тел, молодых глаз». Трепещем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter