Оперативный ответ на дежурный вопрос

Перед профессиональным праздником работников оперативно–дежурной службы корреспондент «СБ» побывал у них в гостях...

У журналистов есть такая примета: если дежуришь с оперативными службами, обязательно... ничего не произойдет. Только выйдешь из пожарной части или милицейской машины — через полчаса где–нибудь полыхнет, начнется стрельба или случится погоня. Такой вот закон подлости. Но есть одно место, на которое он не распространяется, — милицейская дежурка. Перед профессиональным праздником работников оперативно–дежурной службы корреспондент «СБ» побывал у них в гостях.


...В помещении оперативно–дежурной службы Центрального РУВД Минска 7 стационарных телефонов, 4 мобильных и 3 стационарные радиостанции. Металлическое дребезжание, рингтоны и позывные не смолкают ни на секунду. Тишина здесь — большая редкость. В окошки то и дело заглядывают сотрудники, чтобы сдать или получить ключи от кабинетов, забрать или отдать дело, что–нибудь спросить.


— Если я хозяина только одной машины при ДТП опросил, а второго в это время не было, что делать? — уточняет молодой лейтенант, сотрудник ДПС.


— Укажи в рапорте, что он отсутствовал на месте происшествия, — кажется, в дежурке знают все обо всем. Это помещение похоже на человеческий мозг, который принимает информацию от органов чувств и посылает нервные импульсы остальным частям тела.


570, 239, 922... Среди непонятных цифр и шипения в рации чаще всего слышится позывной Центрального РУВД. А на трехзначные комбинации откликаются патрулирующие район наряды, состоящие из работников отдела, военнослужащих внутренних войск, плюс по центру города «прогуливаются» группы омоновцев и работают экипажи ГАИ, к тому же помощи в любой момент может попросить любой из опорных пунктов. Все эти подразделения нужно как–то координировать.


— Алло, милиция? Мне сосед пьяный угрожает! Боюсь заходить в подъезд, буду ждать вас около дома.


Реакция следует незамедлительно:


— 570–й! Конфликт с соседом на Грибоедова, 1.


— Вас понял, будем там через пару минут.


И как только инспекторам–дежурным удается в этом потоке человеческих голосов молниеносно определить, какую группу направить на место происшествия? Ведь именно от их профессионализма в немалой степени зависит успешное раскрытие преступления по горячим следам. «Опыт», — пожимают плечами милиционеры.


В дежурке всего трое сотрудников: подполковник Вадим Николаенко, майор Геннадий Камера и старший сержант Алексей Верин. Причем звание и возраст, как мне показалось, не играют тут никакой роли, все делают одну и ту же работу. Может, поэтому важничать и церемониться им просто некогда.


Звонок: «У нас во дворе машины на газоне стоят, правила нарушают». Надо отправить экипаж ГАИ разобраться. А тут как раз другой экипаж протокол принес, подполковник Николаенко кладет его на стол. Рядом лежит заявление: «Совместно проживающая мать пьет, дома постоянно буянит... Прошу провести с ней повторную профилактическую беседу». И с этим надо разобраться. А еще справку просунувшемуся в окошко молодому человеку выдать, что его машину поцарапали. Следующему объяснить: заявление лучше подавать в райотдел по месту совершения правонарушения (почему–то все обращаются именно в Центральный РУВД). Ребятам ответить, что паспорта выдают не здесь, а на Орловской, 24. Взволнованную тетеньку успокоить — ее муж в пьяном состоянии сюда не поступал. Каждому сказать, в каком кабинете нужный следователь и как туда пройти... И все это милиционеры делают спокойно и вежливо, хотя вопросы порой, мягко говоря, неадекватные.


В дежурку приводят очередного пьяного. Патрульным его передала «скорая», которую кто–то вызвал, подумав, что человеку плохо.


— Ххххто спал на лавочке? Возззле ка–ко–го магазина? Я, я, я... не мог! Я ж т–т–трезвый, — тот еле ворочает языком.


Но подход нужно найти к каждому, и даже у такого неадекватного товарища майор Камера умудряется выяснить фамилию, адрес и другие необходимые сведения. К концу разговора доставленный более–менее протрезвел и начал даже шутить с милиционерами, хвалиться дозой выпитого.


Следующий задержанный в отличие от первого вел себя тише воды. За те пару минут, которые я провел с ним один на один, пока инспектор оформлял документы, чувство страха не возникло у меня ни на секунду. Хотя бояться, наверное, стоило. Оказалось, он так четко и спокойно отвечал на вопросы лишь потому, что... был судим семь раз.


Гораздо больше проблем доставил врач скорой помощи, который почему-то наотрез отказался подписывать бумагу о том, что осмотрел пьяного пациента и передал патрульным. Улаживать конфликт пришлось снова инспекторам–дежурным. Они, наверное, самые универсальные люди в милиции. Поэтому работа у них ничуть не менее важная и сложная, как некоторые думают, чем у следователей и «оперов».


...Часов в 8 вечера в дежурке вдруг стало непривычно тихо, я даже удивился.


— Это затишье перед бурей, — грустно улыбнулся старший сержант Леша. — Сейчас начнется, как иногда бывает: по пять вызовов одновременно, и думай, как тут правильно маневрировать нарядами.


— Нет уж, такого не надо. Я лучше пойду, вдруг журналистский закон подлости сработает наконец наоборот.


Александр ПОЛОСМАК, «СБ».


Из истории


Как самостоятельное подразделение в структуре МВД дежурная служба появилась лишь в 1966 году. Однако свою историю она начала гораздо раньше — еще в 1930–е. Тогда в милицейской практике применялся вахтенный принцип. Функции сегодняшних дежурных поочередно выполняли руководители различных служб и подразделений, то есть наиболее опытные и подкованные милиционеры. Прошли годы, но принципиально ничего не изменилось. В оперативно–дежурной службе (ОДС) работают самые подготовленные сотрудники, не менее трех лет отслужившие в милиции. Далеко не каждый пройдет сквозь сито жесткого отбора, да и не всем по плечу такая работа.


Необходимо незамедлительно и быстро отреагировать на поступивший сигнал, связать милицейский «механизм» в единое целое, обеспечить согласованность и слаженность работы каждого «винтика». Любого позвонившего нужно услышать, как бы путано он ни объяснялся. Кроме того, дежурка должна молниеносно оценить ситуацию и принять единственно верное решение, не забывая при этом о вежливости и внимательности.


Успешное раскрытие преступлений по горячим следам зачастую зависит от профессионализма сотрудников ОДС, которые круглосуточно принимают сообщения и направляют на места происшествий наряды милиции. Как успешно? Итоги изучения общественного мнения о работе милиции в первом полугодии 2010 года показали, что более 84 процентов респондентов удовлетворены оперативностью реагирования сотрудников милиции. Что красноречивее этой цифры охарактеризует работу ОДС?


По роду службы дежурные не только общаются с потерпевшими и очевидцами (без знания тонкостей психологии никуда). Бывает, приходится сталкиваться лицом к лицу с преступниками, причем иногда вне работы. Например, в Орше сотрудник оперативно–дежурной службы помог задержать злодея в свой выходной. Выйдя поздней ночью на улицу, прапорщик милиции увидел, что на чердак соседнего дома карабкается неизвестный. На окрик тот отреагировал... пустившись наутек. Когда сотрудник настиг подозрительного типа, между ними завязалась борьба. Злоумышленник пырнул милиционера ножом в живот, однако, несмотря на это, он продолжал мужественно удерживать бандита вплоть до прибытия наряда патрульно–постовой службы. Преступником оказался ранее судимый житель Орши, который пытался похитить телефонные провода с крыши дома. Сотрудник милиции уже по дороге в больницу потерял сознание в машине скорой помощи, сейчас с ним все в порядке.


А ведь бывает и иначе. 14 мая 1996 года в ОДС Оршанского отдела внутренних дел на транспорте помнят до сих пор. На вокзале сработала охранная сигнализация камер хранения. Двух подозрительных личностей, которые суетились возле одной из ячеек, сотрудники патрульно–постовой службы препроводили в дежурку. Когда попросили предъявить документы, один из задержанных, не вынимая рук из карманов пальто, открыл стрельбу. Сотрудники милиции, истекая кровью, навалились на преступника, попытались его обезоружить и связать. Тогда пистолет блеснул в руках подельника, а вскоре один из бандитов достал гранату. Несколько секунд спустя грянул взрыв. Это дежурный капитан Михаил Демьянов выхватил «лимонку» из рук негодяя, тем самым спас жизни своих коллег. Ценою собственной...


Юрий БАКЕРЕНКО, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter