Опасный заплыв

Сезон закончился. Проблемы остались
Сезон закончился. Проблемы остались

Кто не соблазнится купанием в прохладной речке в жаркий денек? А уж детворе запретить это удовольствие мы просто не в силах. Наша читательница Ирина Крук из Витебской области беспокоится: «В деревне за детьми особо не присмотришь, тем более в горячую летнюю пору — все взрослые в поле, на ферме. Остается надеяться на благоразумие детей. Но что возьмешь с малышей? Наша деревенская ребятня проводит каникулы на берегу озера. И даже в прохладные дни лезет купаться. Мой восьмилетний сын недавно переоценил свои возможности в плавании. Если бы не старшие ребята... Не хочу даже думать, чем все могло закончиться. Почему бы ОСВОДу ни присылать на озера и реки своих спасателей, чтобы те наблюдали за купальщиками?»

Задать этот и другие вопросы мне представилась возможность непосредственно тем, чья жизнь связана со спасением на водах. Начальник спасательной станции «Дривяты» браславского ОСВОДа Леонид Юренко проводит для меня небольшую экскурсию — показывает водолазное снаряжение, новые комнаты для дежурных, наблюдательный пункт — и сразу же отвечает Ирине:

— Самые популярные водоемы мы не оставляем без внимания, посылаем туда матросов–спасателей. Но сами посудите, как мы можем выставить пост на каждом озере, если у нас в районе их более 200! К сожалению, немало вызовов связано уже с печальными последствиями купания. Сколько твердили, что на воде нужно быть осторожным, внимательно следить за детьми. Вода не прощает безалаберности. И в особенности пьянства.

Истины, казалось бы, прописные. Но Леонид Васильевич знает, о чем говорит. За несколько минут до моего приезда он со своими водолазами вернулся из Глубокого. Произошедший там случай трагичен и курьезен одновременно. Трое отдыхающих решили выпить на берегу озера. Купили водки, как водится, побольше, чтобы не бегать за добавкой. Нашли местечко в тени густых ив. Конечно же, стало жарко, а тут прохладная водичка, купайся — не хочу. И все как один стали тонуть. В это время из того самого магазина вышла заведующая и, быстро сориентировавшись, бросилась в воду. Повезло только одному: женщина сумела вытащить его на берег. А вот двоих приятелей искали уже водолазы из Браслава...

Наш разговор обрывается — вахтенный заметил на горизонте лодку. С виду пустую. А это прямой сигнал тревоги для спасателей. Катер «Амур» с фирменным сиреневым флажком на всех парах мчится к покачивающейся на свинцовых волнах посудине. Несколько минут — и спасатели на месте. Горе–рыбак, впрочем, тоже подвыпивший, помятый мужичок, решил прикорнуть на дне вместительной деревянной лодки. Да был еще и недоволен, что его разбудили! Правда, буянить не стал, покорно отправился на берег. Досыпать на твердой земле.

— Слава Богу, обошлось, — облегченно вздыхает Леонид Юренко, а дежурные водолазы Андрей Ахрамович и Леонид Трещинский возвращаются к наблюдениям за отдыхающими на пляже. — Но мы обязаны проверять каждый подозрительный случай, ведь речь идет о жизни людей. Недавно на соседнем озере тоже заметили пустую лодку. Тогда финал был без улыбок. Минчанин приехал порыбачить, спасательный жилет не надел. А резиновая лодочка, сами понимаете, ненадежная подруга, особенно для выпившего рыбака.

Разговор прерывается снова, правда, на сей раз катер не потребовался. Спасателям пришлось подойти к слишком шумной компании молодежи. Все четверо, в том числе совсем юная девушка, оказались нетрезвыми. Один из молодых людей только что пытался заплыть за буйки, правда, после предупреждения спасателя вернулся на берег. Чтобы еще выпить... Леонид Юренко терпеливо объясняет ребятам то, что они, конечно, и сами прекрасно знают, но не выполняют. Пляж — место общественное и распивать спиртные напитки, причинять беспокойство отдыхающим — нарушение порядка. Видимо, решив не связываться с милицией, компания ретировалась. Леонид Васильевич негодует:

— Не понимают ребята, что ничем хорошим подобные развлечения не заканчиваются! Кстати, тонут, как правило, приезжие, как эти молодые люди.

Недавно компания ребят и девушек приехала из Минска отдохнуть. Развели костер, выпили. Девчонки заприметили лодку, решили покататься, понятия не имея, как толком с ней управляться. В результате две молодые жизни оборвались нелепо и глупо, третью девушку успели вытащить местные рыбаки.

Когда зазвонил станционный телефон, я уже поняла, что наш разговор окончен: спасателям пора на вызов. «Сегодня поедут молодые водолазы, — говорит Леонид Васильевич. — На «давние» поиски берем обычно опытных — Николая Сачивко или Франца Кукьяна. Не хочется, чтобы у начинающих работа была «до первого трупа» и... уход по собственному желанию. Но я их понимаю: сам работаю более 20 лет, а к смерти так и не привык...»

Ребята извиняются — нужно спешить: опять случилось непоправимое. Причем как парень утонул, снимали на камеру его приятели — думали, он просто так шумно купается...

Справка «СБ»

С начала года, по данным ОСВОДа, на водоемах республики спасены более 900 человек, из них более 300 — дети. 348 человек утонули, в том числе 29 несовершеннолетних. Виктор Пригодич, специалист республиканского совета ОСВОДа, считает, что причины несчастных случаев не меняются из года в год: алкогольное опьянение, купание в запрещенных и необорудованных местах водоемов, недосмотр родителей за детьми. Лидирует по числу утонувших Витебская область, где больше всего водоемов, на втором месте — Гомельская область.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter