На что способны малолетние кибераферисты? Рассказывают в милиции

Опасный возраст

В прошлом году в стране поймали 77 несовершеннолетних киберпреступников, в позапрошлом — 35. В январе этого года только в одном лишь районе Минска — Первомайском — было возбуждено три аналогичных уголовных дела. Эксперты прогнозируют серьезный рост таких преступлений, поэтому мы решили продолжить тему, о которой рассказывали минувшей осенью.


«Тетя, дайте позвонить маме, телефон сел», — умолял мальчик незнакомку на улице. Для верности взял женщину за руку, в глаза жалобно смотрит. Та, конечно, расчувствовалась, телефон дала. И пока просивший отвлекал жертву душераздирающей историей, его приятель как бы пытался позвонить. «Мама не отвечает, — сказал он. — Можно ей смс отправить?» Меньше минуты понадобилось подростку, чтобы своровать деньги и подключить услугу кредит‑овердрафт к абонентскому номеру мобильного и перевести средства на свою карту (в других случаях — на другой номер). «Спасибо, тетя, все получилось», — поблагодарили малолетние аферисты, отдали телефон и ушли. Как и деньги доброй тети.

В этой компании, рассказывает мне начальник управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий ГУВД Мингорисполкома Андрей Ковалев, пятеро подростков. Теперь все они — фигуранты уголовных дел и ждут своей участи в жодинском следственном изоляторе.

Можете себе представить, что значит для 15‑летних попасть в СИЗО? Этот урок они вряд ли забудут. Между тем уголовная ответственность за хищения, совершенные с помощью компьютерной техники, наступает с 14 лет.

В основном детей стараются не отправлять в закрытые учреждения, но когда речь о множестве эпизодов и серьезном ущербе, тут уж придется отвечать всерьез. По предварительной информации, в этой истории более сотни пострадавших со всей страны.

— В январе только в Первомайском районе Минска было возбуждено три уголовных дела в отношении несовершеннолетних, — Андрей Ковалев говорит, что возраст детей от 12 до 16 дет. — Одна из историй началась с того, что школьник, опоздав на урок, решил проверить в раздевалке чужие карманы. Нашел банковскую карту одноклассницы, сходил с ней в магазин, вернул.

Однако при оформлении карты была подключена функция родительского контроля, так что о списании денег родители девочки узнали сразу. Позвонили ей, та уверяет, что она на уроке и в магазин не ходила. Ситуация повторялась: мальчик залезал в чужой карман как в собственный, делал покупки и возвращал карту на место. Последняя оплата была за онлайн‑игру, причем в выходной день, когда девочка находилась рядом с родителями. Тогда они и обратились в милицию. Похитителя нашли. Он плакал, говорил, будто не думал, что его найдут и что придется отвечать. Материалы по школьнику передали в ИДН. Ущерб возмещали его родители. И плюс семья тогда прославилась на всю школу.

Обманывают дети и своих близких. Пока мамы с папами не видят, детки рассчитываются их картами и на место кладут. А взрослые потом удивляются: «Как? Мой не мог!» А сколько случаев, когда несовершеннолетние просто находили чужие банковские карточки. Ну а рассуждают обычно так: не украли же, а просто нашли и немного попользовались.

Специалист ГУВД привел и несколько примеров, когда школьники покупали в сети иностранные реквизиты карт, затем брали по ним товары в интернет‑магазинах и перепродавали. Также чужими деньгами оплачивали игровые аккаунты.

Правда, срабатывает это не в 100 процентах случаев, поскольку некоторые хозяева карточек страхуются, например изначально оговаривают в банке, что ими нельзя будет рассчитываться в интернете.

Немало фактов, когда дети создают поддельные аккаунты и якобы продают какие‑то вещи. Потенциальных жертв находят и в интернет‑магазинах, и на ресурсах, торгующих бывшими в употреблении товарами. Назвавшись покупателем, просят продавца дать реквизиты карты или, скажем, СVС‑код, как бы для предоплаты. Лжепокупатель для получения денежного перевода может предоставить ссылку на липовый банковский сайт и снять деньги с чужого счета.

Был в Минске один малолетний жулик. Стал читать про даркнет, «темную сеть», а потом в составе международной группы начал «загонять» на сим‑карты деньги со скомпрометированных карт (когда пин‑код, пароль, логин от интернет‑банка и другие аутентификационные данные узнают третьи лица) и выводить их.

16‑летний подросток планировал организовать в стране целую сеть, завлекал в нее одноклассников. От них требовалось искать пьяниц, которые за небольшую плату оформляли бы сим‑карты на себя.

Промысел этот в Беларуси прикрыли быстро.

Эксперт по кибербезопасности: «Интернет‑мошенничество — самый распространенный вид преступлений в мире. Мое мнение: общество не готово к столь стремительному развитию технологий. Люди не знают элементарных правил безопасности, не соблюдают цифровую гигиену. Собственно, этим и пользуются преступники, ведь далеко не все из них IТ‑специалисты».

Главное отличие детской преступности — в непонимании, что совершается что‑то серьезное и что наказание неминуемо. Ну и плюс желание показать другим, как ты крут.

ЦИФРА «СБ»

Более чем в 80 процентах случаев обмана с помощью интернета мошенники всего‑то используют методы социальной инженерии — психологическое воздействие, а не изощренные технологические приемы.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter