Они дают надежду

Официальной датой рождения Республиканского научно–практического центра онкологии и медицинской радиологии принято считать 3 сентября...

Официальной датой рождения Республиканского научно–практического центра онкологии и медицинской радиологии принято считать 3 сентября. В этот день 50 лет назад основатель и директор НИИ онкологии и медицинской радиологии Николай Николаевич Александров подписал первый «внутриведомственный» приказ. Сегодня центр, возглавляющий всю отечественную онкологическую службу, носит имя своего основателя — военного хирурга, прошедшего огонь и пекло войны, талантливого ученого и практика от Бога. Вместе с созданием онкоцентра началось интенсивное формирование специфической области медицины: от собственно организации онкологической помощи до диагностики, лечения и профилактики злокачественных опухолей. Поэтому 50–летний юбилей РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Александрова — знаковая дата для всей медицинской отрасли страны.


Небо и земля


В 1929 году на I съезде хирургов, акушеров и гинекологов БССР впервые прозвучал вопрос о необходимости открытия центра по выявлению и изучению злокачественных опухолей. До 1949 года в Белоруссии появилась основная сеть онкологических учреждений из 8 диспансеров. Но при этом мест для больных не хватало, клиники остро нуждались в оборудовании и аппаратуре для диагностики и лечения рака. Узких специалистов для БССР готовили научные онкологические центры Москвы, Киева, Ленинграда. Так что в 1960–е годы, когда создавался НИИ онкологии и медицинской радиологии, развитие онкослужбы находилось практически в зародышевом состоянии.


Только в 1965 году, когда институт переехал в собственные отстроенные корпуса в Боровлянах, у ученых и практиков–онкологов появилась возможность развивать направление в полной мере. Кроме специализированных клинических отделений, были созданы различные научные отделы и лаборатории, организована рентгенодиагностическая служба и служба онкоморфологии. Спустя год открылся центр клинической цитологии, который готовил специалистов для всей республики. Тогда же, в 60–х, Николай Александров в соавторстве с другими учеными разработал метод лечения рака с применением высоких температур (общая и региональная гипертермия в сочетании с гипергликемией), при котором эффективность лечения возрастала до 20 процентов. За разработку ученые получили Государственную премию БССР. Этот метод до сих пор широко применяется не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами.


— Несмотря на колоссальные усилия врачей и ученых, стоявших у истоков отечественной онкологической службы и создававших крупнейший в нашей стране научно–исследовательский институт, на достигнутые ими результаты, центр вчера и сегодня — как небо и земля, — говорит директор РНПЦ онкологии и медицинской радиологии Аркадий Ларионов. — Нам, если так можно выразиться, досталось хорошее наследство. Научно–практическая база, заложенная белорусскими онкологами во второй половине прошлого века, сохранилась, несмотря ни на перестройку, ни на развал Союза, ни на экономические катаклизмы. Нам осталось только развивать, модернизировать, совершенствовать ее дальше. Сегодня изменились технологии выявления, лечения и профилактики опухолей, диагностическое и лечебное оборудование. Вырос класс врачей. И притом, что онкология как сформировавшаяся область медицины существует в Беларуси относительно недавно, сегодня научно–практический центр соответствует уровню ведущих онкологических учреждений не только на постсоветском пространстве, но и в мире.


С миром на равных


— Последние три года наши пациенты не уезжают лечиться за рубеж. Нет необходимости, — подтверждает Сергей Красный, заместитель директора РНПЦ онкологии и медицинской радиологии. — Это лучший подарок для онкологической службы Беларуси. Но его можно было ожидать.


Еще правильнее сказать: именно к этому и стремились на протяжении 50 лет белорусские врачи. В начале 60–х годов прошлого века хирургическое вмешательство и радиотерапия были, пожалуй, единственными методами борьбы с раком. Зато сейчас в центре применяются наиболее эффективные и признанные во всем мире методики. Это и точечная терапия, и симультанные операции (когда, например, удаляется опухоль легкого и одновременно оперируется сердце), и незаменимые на ранних стадиях заболевания эндоскопические вмешательства, и радиочастотная облация опухоли, не требующая оперативного вмешательства (злокачественное образование уничтожается методом направленного электромагнитного излучения, аутотрансплантация почки). А разработанные нашими учеными–практиками методы гипертермии, фотодинамической терапии при использовании белорусских препаратов и пластические операции по формированию искусственного мочевого пузыря успешно освоены крупнейшими онкоцентрами Европы и мира. Особенно пристальное внимание сосредоточено на развитии стационарзамещающих технологий. В центре убеждены: не за горами то время, когда многим пациентам не придется ложиться в больницу, чтобы получить адекватное и эффективное лечение. Такую же помощь им предоставят в условиях дневных стационаров, поликлиниках и амбулаториях.


Если раньше нашим онкологам приходилось по большей части учиться у западных коллег, то теперь уже к мнению белорусских ученых и врачей прислушиваются во всем мире. Обмен опытом и совместные научные разработки проводятся с коллегами из стран Балтии, Южной Кореи, Германии, Франции, Италии, США, Канады...


— Реальность такова, что сегодня в Беларусь едут обследоваться и лечиться пациенты из стран ближнего и дальнего зарубежья: России, Украины, Средней Азии, стран Ближнего Востока, — видит в этом закономерный итог деятельности РНПЦ и его признание Аркадий Ларионов. Но добавляет: — Развивается медицина, но и болезнь не стоит на месте. Поэтому насколько актуально найти универсальное лекарство от рака, настолько же верным остается утверждение: болезнь лучше предупредить...


Предупрежден — значит исцелен


— Предубеждение, что рак неизлечим, довольно крепко сидит в сознании человека, — поддерживает мысль заместитель директора РНПЦ по лечебной части Анатолий Мавричев. — В советские времена рак был табуирован. Медики не то что говорить о нем в СМИ в открытую не могли: даже пациенту о диагнозе сообщать запрещалось — чтобы не нанести ему психологическую травму. Накопленный за десятилетия страх до сих пор не удается развеять.


Между тем, утверждают медики, заболевание на ранних стадиях излечимо более чем в 95 процентах случаев. Зачастую достаточно одной минимальной операции, после которой человек полностью здоров уже через 2 — 3 дня! Вопреки предубеждению, лечатся даже запущенные формы онкологических заболеваний, только требуется на это гораздо больше затрат и времени. При созданном в стране полном цикле профилактики, диагностики, лечения злокачественных опухолей и реабилитации пациентов почти 60 процентов заболевших после обращения к врачам навсегда прощаются с болезнью. Это уровень мировых показателей.


— Но проблема в том, что наши люди обращаются за помощью только когда симптомы болезни очевидны, а ее развитие зашло слишком далеко, — с грустью признает Сергей Красный. — Хотя, по данным ВОЗ, развития 30 процентов онкозаболеваний можно не допустить; 30 процентов — полностью вылечить. Достаточно вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и регулярно проходить профилактические осмотры у врачей.


Поэтому при всех видимых результатах интенсивного развития онкологической службы ранняя диагностика пока остается ее больным местом. Есть вопросы к кадровой обеспеченности узкими специалистами поликлиник и амбулаторий в малых городах и горпоселках, к низкой, как принято говорить, онкологической грамотности врачей общей практики. Есть недоработки в организационных вопросах оказания помощи онкобольному, когда он поэтапно переходит из одной клиники в другую — из города в район, оттуда — в область. При этом очевидно, что его диагноз под силу врачам только республиканского уровня... Но при том внимании, которое уделяется развитию медицины в целом и онкологической службы в частности, на самом высоком уровне, все эти вопросы решаемы. За исключением одного: личного отношения человека к собственному здоровью.


Кто знает, возможно, через месяц, год, 10 лет обнаружится, что рак можно победить одной–единственной таблеткой, как это произошло с другими ранее неизлечимыми заболеваниями — туберкулезом и сифилисом, например. Но пока нелишне помнить: врачи — не боги. Все остальное им вполне по силам.


P.S. Редакция «СБ» от всей души поздравляет коллектив Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии с 50-летним юбилеем. Желает оптимизма и успешного достижения намеченных целей!


Цифра


В состав РНПЦ онкологии и медицинской радиологии входят 15 научных отделов, 31 лечебно–диагностическое подразделение. Коллектив сотрудников — более 1,5 тысячи человек, из них 68 кандидатов медицинских наук, 23 доктора наук, в том числе 11 профессоров. Ежегодно обследование и лечение в центре проходят около 20 тысяч пациентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter