Олимпийские лебеди

На балетной сцене взошли две звезды

На балетной сцене взошли две звезды: танцовщики Национального академического Большого театра оперы и балета Екатерина Олейник и Константин Героник заняли первое место и завоевали золотую медаль на VIII Международном хореографическом фестивале–конкурсе «Танцевальный Олимп», прошедшем накануне в Берлине. Исполнив па–де–де из балета «Дон Кихот», они покорили европейскую публику, впервые выступив парой. Катя и Костя — самые молодые артисты современного белорусского балета: ей 23, ему — всего 20 лет. А секрет их успеха прост — репетиции с утра до вечера. Между «тренировками» они улучили время, чтобы рассказать о том, каково это — взбираться на Олимп.


Катя: В пятницу мы впервые вместе сыграли главные партии в «Дон Кихоте» — уже на минской сцене. Спектакль вообще старый — он идет в нашем театре с 1989 года. Я танцевала Китри, а Костя — Базиля. По сюжету они хотят пожениться, но отец против.


Костя: Это комический спектакль, с зажигательной испанской музыкой и яркими костюмами. В нем много трюков, его интересно танцевать.


— Какие трюки?


Катя: Например, совершить 32 фуэте — причем с усложнениями, на одной ноге, не опуская вторую на пол.


Костя: В моей партии много пируэтов, двойных переворотов в воздухе. Считается, что это чуть ли не самый сложный спектакль в репертуаре нашего театра.


— Как вы, такие юные, танцуете в столь сложном спектакле?


Костя: Я только первый год работаю в театре. А получил главную роль в «Дон Кихоте» после того, как съездил на конкурс «Молодой балет мира», организованный знаменитым балетмейстером Юрием Григоровичем в Сочи, и завоевал первое место. Победу заметили.


Катя: Зрители думают, что нам легко танцевать. А мы приходим на работу к 10 и возвращаемся домой к полуночи.


Костя: С 10 до 11 часов утра разминаемся у станка. Минут 10 — 15 перерыв — и вновь репетиции. Приходишь домой и не можешь отключиться, отдохнуть, идет «переработка» персонажа. Я стою у зеркала, работаю над мимикой. Родители меня часто критикуют, указывают на ошибки.


— А кто ваши родители?


Костя: Мама работала артисткой балета в ансамбле Белорусского военного округа, а папа — там же главным балетмейстером. Вообще, я в Киеве родился, где папа встретил маму, когда работал в ансамбле Вирского, лучше которого считался только коллектив Игоря Моисеева. Так что у меня не было сомнений в выборе профессии: дети из балетных семей обычно идут сначала на Притыцкого, 35 — в хореографическое училище, а потом на площадь Парижской Коммуны, 1 — в Большой театр.


Катя: А я родилась в Молдове... Моя мама библиотекарь, а отец работает на железной дороге. Так что я из обычной семьи. Просто мама интересовалась балетом и направила меня сначала в школу с хореографическим и музыкальным уклоном, а потом я пошла тем же путем, что и Костя.


— Как в Берлин попали?


Костя: Если бы не Катя, мы бы не поехали. Это ее идея.


Катя: Когда мы начинали репетировать «Дон Кихота», я подумала: почему бы перед премьерой в Минске не «откатать» программу в Берлине? Конкурс «Танцевальный Олимп» организовал Владимир Малахов — директор Staatsballett Berlin, Берлинского гостеатра балета. Его конкурс — довольно известный, а на закрытие приехал Владимир Васильев, народный артист СССР, знаменитый танцовщик московского Большого театра. Хореографический дуэт Васильева и Екатерины Максимовой считался гордостью СССР, их любя называли на Западе «Катя и Володя»...


— А теперь в Беларуси появилась своя гордость — Катя и Костя?


Катя: В нашем театре не создаются постоянные пары артистов. Хотя многие семейные пары предпочитают танцевать в дуэте.


— В Берлине у вас много было конкурентов?


Костя: В нашей возрастной группе, с 19 до 23 лет, — 50 человек. Второе место взяла пара из Казани, очень много участвовало ребят из России, Португалии, Кореи. Были итальянцы, французы, немцы.


Катя: Кстати, поехали мы за свой счет. Но Владимир Гридюшко, гендиректор Национального академического Большого театра оперы и балета, пообещал, что театр компенсирует наши расходы в случае победы.


— Похоже на лотерею.


Катя: Я чувствовала, что мы едем в Берлин за золотой медалью — и мы ее получили. И вообще не могу куда–то ехать «просто так». Немецкий конкурс у меня уже далеко не первый, и всюду были призы.


— Как вам новейший голливудский фильм «Черный лебедь» о горькой доле балерины?


Катя: Кино разочаровало. Все представлено грязно, пошло, как будто балерины получают партии только через постель, а по натуре все они — психопатки. Думаю, режиссер хотел удивить зрителя. Сейчас все кино строится на том, чтобы в нем обязательно были убийство, секс, иначе, мол, неинтересно.


Костя: В «Черном лебеде» объединены самые большие пороки и преподнесены как некая истина.


Катя: Фильм о том, насколько безжалостна конкуренция, царящая в балете. Соперничество, конечно, у нас существует, но не в таких масштабах, как показано на экране. Хотя Натали Портман хорошо сыграла свою роль — она выглядит на экране профессиональной балериной.


— А вы чувствуете конкуренцию со стороны коллег? Насколько я знаю, за один театральный сезон балетная труппа дает почти 150 спектаклей...


Катя: Количество спектаклей и ролей ограничено, это так — поэтому интрига и напряжение в работе есть. Но после того как мы вернулись из Берлина, не было ни одного человека, кто бы прошел по коридору мимо нас и отвернул нос, не поздравил. У нас дружный коллектив.


Костя: Все были искренне рады за нас.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter