Олег Тишкевич: «Не упускайте свой шанс стать родителями»

Семья без детей – не совсем семья. Стать мамой, услышать первые слова малыша, увидеть его первые шаги мечтает каждая женщина. Однако этого счастливого момента многие так и не могут дождаться. В мире каждая пятая супружеская пара бесплодная.

Семья без детей – не совсем семья. Стать мамой, услышать первые слова малыша, увидеть его первые шаги мечтает каждая женщина. Однако этого счастливого момента многие так и не могут дождаться. В мире каждая пятая супружеская пара бесплодная. В развитых странах процент таких пар достигает 15–20 процентов. Не исключение в этом смысле и Беларусь. Но шанс иметь полноценную семью есть. Об этом – в интервью с главным врачом Центра вспомогательной репродукции «Эмбрио» Олегом Тишкевичем.

 

Главный врач Центра вспомогательной репродукции «Эмбрио» Олег Тишкевич

 

– Олег Леонидович, методы искусственного оплодотворения сегодня становятся все более распространенными и значимыми в решении проблемы зачатия ребенка. Как за последние годы усовершенствовались методы лечения бесплодия?

– Что касается методик экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), то они единые во всем мире. Эта технология унифицирована, отработана, используются единые подходы в ее применении. И если где-то начнут изобретать что-то свое, то толку от этого не будет. Поэтому правильнее будет говорить о совершенствовании технологии в различных ее вариантах. Cовершенствуются оборудование, лекарственные препараты, разрабатываются и внедряются новые методики. К внедренной ранее в практику преодоления мужского бесплодия технологии ICSI – Intracytoplasmic sperm injection (ЭКО с инъекцией сперматозоида непосредственно в цитоплазму яйцеклетки – применяется при выраженной форме мужского бесплодия) с 2011 года мы внедрили технологию ИМСИ. Это инъекция морфологически отобранного под большим увеличением сперматозоида (самого лучшего) в цитоплазму клетки. Данная технология применяется при самых тяжелых формах мужского бесплодия, когда у мужчины очень много патологических форм сперматозоидов. Ее использование позволило повысить процент наступления беременности при данной патологии.


– Расскажите о методике вспомогательный хэтчинг. В каких случаях она применяется?

– Это одна из микроманипуляций с эмбрионом на ранней стадии его развития. Успешное наступление беременности во многом зависит от способности эмбриона имплантироваться (прикрепиться к стенке) в матке. Это зависит не только от качества эмбриона, но и от состояния его наружной оболочки, через которую он в конце концов должен выйти и прикрепиться в матке. В отдельных случаях (особенно у женщин в возрасте) эта оболочка очень плотная, и даже абсолютно хорошему, развивающемуся эмбриону порой не хватает сил, чтобы через нее прорваться. Мы помогаем ему – проделываем в оболочке микроотверстие лазером либо микроинструментом. Это и называется вспомогательным хэтчингом. Данная технология внедрена в нашей клинике с 2005 года и успешно работает.

 

– А как быть тем женщинам, у которых высок риск рождения детей с наследственной патологией?

– Есть методика (и мы ее применяем), которая называется преимплантационная генетическая диагностика. Она разработана для женщин, имеющих высокий риск рождения детей с наследственной патологией, как метод, дополняющий пренатальную диагностику. Дело в том, что очень много яйцеклеток имеют генетические изменения хромосом. Много эмбрионов имеют проблемы именно с генетикой. Поэтому основная масса эмбрионов при ЭКО обречена на гибель. У женщины с рождения заложено около 1 млн яйцеклеток, а родить она может, если не предохраняется, не более 10 детей (за редким исключением). Всего лишь 10 полноценных яйцеклеток на миллион, то есть огромное количество яйцеклеток погибает. При ЭКО мы видим, что многие яйцеклетки имеют изменения и много эмбрионов не дорастают до нужной стадии. И даже те, которые дорастают, тоже могут иметь генетические проблемы. Методика преимплантационной генетической диагностики позволяет эти проблемы решать. Мы можем взять у развивающегося эмбриона (без вреда для него) одну клеточку и провести генетический анализ – проверить на хромосомную патологию (например, на синдром Дауна и т. д.).

Есть и другая методика, более совершенная – преимплантационная генетическая диагностика моногенных заболеваний. То есть тех заболеваний, которые кодируются одним геном. Это следующий этап нашего развития. К примеру, семья, знающая о риске рождения ребенка с генетическим заболеванием (прошла скрининг на носительство и/или наличие в семье больного), благодаря этой технологии получает возможность родить здорового ребенка. В нынешнем году данная диагностика будет внедряться в практику нашей клиники.

 

Современные медицинские технологии позволяют практически любой супружеской паре обрести счастье – стать родителями

 

– То есть можно будет выявить наследование любого моногенного заболевания у эмбриона?..

– Да, но мы должны знать – какого именно. Не всех возможных, а одного конкретного. Ведь в каждом гене человека могут быть свой молекулярный дефект и своя мутация. Хотя и говорят, что геномный код человека изучен, но это далеко не так. Изучен он еще не до конца. Например, возьмем такое наследственное заболевание, как муковисцидоз, при котором поражаются железы внешней секреции, бывают тяжелые нарушения функций органов дыхания и желудочно-кишечного тракта. Известно более 800 мутаций гена муковисцидоза. Наукой расшифровано около 200, а реактивы есть только на 80. Наиболее часто встречающихся мутаций – 5, но есть еще и редко встречающиеся. Поэтому и нужно говорить о конкретном заболевании: доказана ли на молекулярном уровне генетическая наследственность этого заболевания, расшифрована ли эта мутация? И есть ли еще реактив на нее?


– Олег Леонидович, насколько эффективны программы искусственного оплодотворения?

– Средняя статистика такова – беременность наступает в 35–45 процентах случаев. Возраст здесь является ключевой позицией. Чем женщина старше, тем хуже результат. У женщин до 30 лет шансы забеременеть очень высокие (до 45 процентов из 100 женщин). В 40 лет эффективность ЭКО уже около 20–25 процентов, в 42 года – 10–15 процентов, а в 45 – всего лишь один процент. Поэтому нельзя упускать свой шанс стать родителями. Мы об этом информируем наших клиентов, рассказываем о плюсах и минусах искусственного оплодотворения, и они, полагаю, принимают взвешенное решение. Должен отметить, что у нас комплексный подход к нашим клиентам. Мы работам по двум направлениям: восстановление естественной способности женщины и мужчины зачать ребенка, второе – это вспомогательная репродуктивная технология. Они не противоречат друг другу, а дополняют. Если естественным способом не получается, тогда предлагается вспомогательная репродуктивная технология. Но ЭКО нужно делать не во всех случаях. Иногда нужна лапароскопическая операция. А иногда достаточно грамотной консультации и хороших рекомендаций.

 

– Доступно ли ЭКО в материальном плане населению нашей страны?

– Давайте разберемся. Средняя стоимость ЭКО со всеми лекарствами – примерно 30–35 миллионов, то есть примерно 3 тысячи евро. Много это или мало? Средняя зарплата в Беларуси 500 долларов. Уже немало. А если работают муж и жена – уже 1000. Кроме того, в нашей стране более 3 миллионов автомобилей в частном пользовании. Средняя цена авто – 7 тысяч долларов. И если есть у человека деньги на автомобиль, на ребенка уж точно найдутся. К тому же и кредит нынче можно взять на это дело.
Хочу подчеркнуть еще, что стоимость ЭКО у нас на том уровне, который позволяет эту процедуру проводить качественно. Здесь нельзя экономить на лекарствах и прочем, иначе результат будет крайне низким.


Адрес центра «Эмбрио»: 220114, г. Минск, ул. Филимонова, 53, 5-й этаж.

Контактные телефоны: +375 (17) 237–06–75, +375 (17) 267–87–33, +375 (17) 237–64–04.

 

Беседовала Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН»
УНП 101564419 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter