Семейный инклюзив-театр «i»: европейские постановки на белорусской сцене

Окно в мир больших чувств

Взрослый театр — это когда даже Красную Шапочку играет тетенька, вполне годящаяся Волку в бабушки. Детский обычно ограничивается пространством театрального кружка и школьного утренника. Выход на профессиональную сцену одновременно взрослых и детей — редкость, а на постоянной основе — явление уникальное.

В постановках Семейного инклюзив-театра «i» участвуют дети и взрослые, любители и профессиональные актеры.


Семейный инклюзив-театр «i» официально существует с 2016 года: от мюзикла «Флейта-чарадзейка» на сцене Белгосфилармонии до постановки по Достоевскому и психологического спектакля «Восемь чувств» в типично европейском ультрасовременном ключе.

— Мы заявили жанр, которого не существует, — театр для всей семьи, — рассказывает продюсер Леонид Динерштейн. — Это то, чего раньше не было. Даже драматургии такой нет, чтобы детские роли были прописаны. Потому что детских персонажей всегда играли взрослые.

Леонид Динерштейн.

Стоп-стоп, а откуда же тогда берутся пьесы для постановки? Невероятно успешную «Чыгунку» сочинил Кастусь Жибуль — мальчик с диагнозом аутизм. «Аднойчы ў вялiзным горадзе» — сценическое переложение рассказа Федора Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Новый спектакль «Восемь чувств, или Рождение человека» сочиняли едва ли не все дети-актеры вместе — в итоге получился в чистом виде европейский психологический театр. Несколько сцен в нем специально приезжал поставить режиссер из Нидерландов Ханс Салеминк.


О чем это? О чувствах, буквально раздирающих тинейджеров. О реальных историях, больных местах и внутренних травмах наших детей — и наших собственных. Болевые точки обнажаются, проблемы проговариваются вслух, и отношения между поколениями получают новое развитие, шанс на взаимопонимание и любовь.
Психологический спектакль «8 чувств, или Рождение человека» Семейного инклюзив-театра «i» пройдет на сцене ДК МАЗ 10 ноября и 17 декабря. В постановке задействовано около 80 человек, среди которых 11 ребят с аутизмом, воспитанники театральной студии, профессиональные актеры.
Леонид Динерштейн рассказывает, что отзывы на этот спектакль были разными:

— Часто оказывается, что в зале сидят три поколения одной семьи, которые потом обращаются друг к другу: «Мама, это то, что я всю жизнь тебе объясняю, а ты никак не можешь понять!» — и понимание наконец-то достигается. Я очень советую посмотреть «Восемь чувств» тем семьям, у которых есть проблемы во взаимоотношениях «родители — дети», школьным психологам, подросткам.


Вместе с обычными детьми и взрослыми профессиональными актерами в постановках Семейного инклюзив-театра участвуют ребята с диагнозом аутизм. Художественный руководитель театра Ирина Пушкарева вспоминает, что начиналось все с обычной развивающей студии, в которой среди прочего были курсы актерского мастерства:


Ирина Пушкарева работает с каждым ребенком.

— Студия создавалась, потому что собственным детям негде было заниматься, и хотелось их отдать в такие руки, которые точно ничего не испортят. Педагогов я собрала из тех, кого знала, с кем работала и училась, — люди пришли из оперного театра, консерватории, филармонии. Студия очень быстро стала модной. К нам начали приводить проблемных детей: кто-то не ел, кто-то выходил к доске и впадал в ступор. Мы стали работать с этими ребятами, через актерское мастерство помогая им справиться с проблемами. Потом на нас вышла Татьяна Яковлева, руководитель организации «Дети. Аутизм. Родители», решила попробовать привести на занятия своего ребенка. Я сказала: «Пожалуйста», но прошло, наверное, больше года, пока она созрела. Так у нас появился первый мальчик, у которого стоял диагноз аутизм и с которым мы начали заниматься.

Театральные постановки — вершина айсберга, огромная работа ведется за кадром, объясняет Ирина Пушкарева:

— Никто не приходит сразу на сцену, вхождение в коллектив — долгий процесс. Мы можем много заниматься с ребенком индивидуально, и когда он начинает идти на контакт, понимать, что здесь с ним ничего плохого не случится, может выдержать общение больше 2 — 10 минут, тогда можно уже постепенно включать его в общую работу.



За время существования через Семейный инклюзив-театр прошло около 200 ребятишек с различными диагнозами, сейчас их 37. На сцену выходят не все и не толпой, а только те, кто готов и когда готов: в этом вся суть — в равноправии возможностей, в том, чтобы участвовать в работе над спектаклем наравне со всеми. Ключевое слово здесь не «инклюзия» — это не душещипательная история про инвалидность, ключевое слово здесь «семья».

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter