Огурец под микроскопом

Ежедневно в Ольшаны Столинского района прибывают десятки фур из России. Кстати, после того как Роспотребнадзор запретил импорт овощей из стран Евросоюза, оптовиков в этом самом большом белорусском селе заметно прибавилось. Цены на местном рынке, где крестьяне сбывают огурцы покупателям из Москвы и Санкт–Петербурга, меняются даже не каждый день — каждый час...

Ежедневно в Ольшаны Столинского района прибывают десятки фур из России. Кстати, после того как Роспотребнадзор запретил импорт овощей из стран Евросоюза, оптовиков в этом самом большом белорусском селе заметно прибавилось. Цены на местном рынке, где крестьяне сбывают огурцы покупателям из Москвы и Санкт–Петербурга, меняются даже не каждый день — каждый час. «Утром давали две с половиной тысячи за килограмм, сейчас — три тысячи», — фермер Дмитрий Максимович четко отслеживает конъюнктуру.


Почему же тогда на наших рынках и в магазинах огурцы стоят по 6 — 7 тысяч рублей, а то и дороже? Корреспондент «СБ» попробовала в этом разобраться...


Зеленее доллара


Вспоминаю такой эпизод. Недавно депутаты Палаты представителей спросили у одного из руководителей Белкоопсоюза: почему на прилавках нет столинских огурцов? Ответ был такой: они годятся только для салатов, а не для консервирования...


В зале после этих слов раздался смех. Спрашивали ведь не о том, куда применить свежие овощи, а об их отсутствии в торговле. К тому же никто не покупает в начале июня огурцы, чтобы закатывать их в банки. А вот от овощного салата, для которого хороши свеженькие огурчики, в нынешнюю жару не отказалась бы ни одна хозяйка. Тем более — по доступной цене.


Впрочем, Дмитрий Максимович, у которого в Ольшанах 7 гектаров земли под теплицами, огурцы, пригодные для консервирования, уже тоже вырастил. Был бы спрос — будет и предложение. Огурцы для жителей столинского края — зеленее доллара. За сезон на них удается заработать на хороший автомобиль.


— Райпо уже закупило около 50 тонн огурцов для продажи. Везем в Минск, Брест, в районы, — председатель Столинского районного потребительского общества Сергей Крыжик в отличие от столичного руководителя с ситуацией на огуречном рынке знаком не понаслышке.


Продать и купить огурцы в Столинском районе — не проблема. Вопрос, за какие деньги. На следующий день после того как я побывала в Ольшанах, стоимость за кило подскочила до 4,5 тысячи рублей. Жара или холодная ночь — все влияет на урожай, а значит, и на стоимость.


— Мы цену не накручиваем. В магазинах потребкооперации торговая надбавка  до 15 процентов — не больше, — Сергей Крыжик признается, что настоящие заработки для райпо — это Россия. В нынешнем сезоне в Новгород ушло 20 тонн. Никто не запрещает вывезти больше. Главное — найти кому, потому что конкуренты — на каждом шагу.


Недавно столинские огурцы появились, наконец, и на Брестском рынке. Цена — чуть больше 4 тысяч. Это вам не 7 тысяч, как доселе просили частники из Кобринского района, торгующие в областном центре.


— Через систему потребкооперации к нам поступила тысяча тонн огурцов. Идут нарасхват, — рассказывает заместитель директора Брестского рынка Татьяна Парафенюк. — Даже в санитарный день поставили палатку, продали 600 килограммов. Еще мы помидорами и капустой свежей, купленными у фермеров, торгуем.


Убедилась лично: с появлением ольшанского урожая «рыночники» вынуждены были сбросить цены. Даже тепличный комбинат «Берестье» уступил: на днях в торговых павильонах предприятия можно было купить огурцы по 2.810 рублей. Пока это рекорд «ценопада».


Что мешало потребкооперации «выбросить» дешевые огурцы на месяц раньше? Видимо, неповоротливость...


Парниковый эффект


В Столинском районе овощи не только выращивают, но и перерабатывают. В свое время Горынский агрокомбинат обещал обеспечить если не всю страну, то половину точно консервированными огурчиками. В новую линию вложили огромные деньги... Правда, эти амбициозные планы не сбылись. Может, руководство агрокомбината не научилось у трудолюбивых полешуков, как нужно делать бизнес? В итоге сегодня комбинат — без пяти минут банкрот, и главное действующее лицо здесь не директор, а управляющий по делу о банкротстве.


— Горошек, икра кабачковая и корнишон — вот планы агрокомбината на нынешний сезон, — заместитель председателя Столинского райисполкома Михаил Нестерович верит в светлое будущее предприятия, поэтому обращает внимание не на экономические проблемы, а на погоду. — У нас 600 гектаров под горошком, что будет на выходе — трудно сказать. Жара. Также планируем переработать 850 тонн корнишонов. Договоры на поставку заключены с населением.


Из–за погоды проблемы могут возникнуть не только у агрокомбината, но и у более крепких предприятий.


— Все консервные заводы области перерабатывают огурцы. Трудно сказать, насколько успешными будут нынешние заготовки, — вместе с тем начальник отдела концерна «Брестмясомолпром» Зинаида Бабич считает, что многое в плане заготовок зависит не только от внешних факторов, но и от руководителей, от их умения быстро сориентироваться.


В нынешнем сезоне консервные заводы Брестчины работают под новым крылом. Концерн «Брестплодовощпром» ликвидирован, предприятия перешли «Брестмясомолпрому». Но так как денег в эту сферу никогда особо не вкладывалось, не только Горынский агрокомбинат, но и Кобринский консервный сейчас в стадии санации. На Барановичском комбинате пищевых продуктов тоже есть проблемы. Но в «Брестмясомолпроме» заверяют: производственные мощности позволяют ежегодно вырабатывать более 50 миллионов условных банок плодоовощных консервов, максимально приближенных по вкусовым характеристикам к домашним «закаткам». Считают, что спрос на консервированные огурцы, томаты, горошек, солянки, томатные соки и пасты будет всегда, так как наши плодоовощные предприятия не используют пищевых искусственных добавок, загустителей, ароматизаторов и красителей.


Хозяйки могут жить спокойно? Увы, еще нет. Сегодня, в сезон холодников и окрошек, когда есть спрос не только на огурцы, но и на маринованную свеклу, на прилавках брестских магазинов этот продукт почему–то отсутствует...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter