О том, как комиссар «в плен» к землякам попал, а затем полк у стен Рейхстага сфотографировал

Огненные аргументы замполита

Типичный образ фронтового комиссара (с октября 1942 года — замполита): работа с идеологическим активом части, беседы об истории страны, воинской чести и долге солдата, забота о его духовном состоянии и материальном обеспечении… Но в критический момент многие замполиты брали в руки оружие и личным примером вдохновляли солдат на подвиги. Один из них — уроженец деревни Шипиловичи Любанского района Борис Рябый, воевавший в небе Финляндии, Беларуси, Польши, Германии. В документальной повести «Kpыло в крыло» его однополчанин Герой Советского Союза Василий Емельяненко адресовал нашему земляку много теплых слов.


Испытание кровью

Четвертый легкобомбардировочный полк первым в военно-воздушных силах СССР в 1941 году получил на вооружение новейший бронированный штурмовик Ил-2. И не случайно. Таких старательных воздушных бойцов, как Борис Рябый, отдавший из 30 своих лет десять авиации, в части было большинство. В канун войны группа летчиков уехала на завод, где они встречались с конструктором Ильюшиным, знакомились с устройством и управлением еще совершенно секретных самолетов. А «обкатывать» их пришлось уже на фронте.

Боевое крещение штурмовики получили возле Бобруйска на пятый день войны. Поступил приказ: затормозить наступление гитлеровцев, бомбить переправы через Березину, уничтожать скопления войск на ее берегах. 27 июня летчики нанесли удар по колонне немецких войск. Когда один из первых Ил-2 вернулся с задания, в нем насчитали более 250 пулевых и осколочных пробоин. Вражеская авиация доминировала в воздухе, четырехтонные самолеты требовали не только особых навыков от летчиков, но и технической доработки. Чтобы выработать тактику эффективных атак и надежной защиты, комиссар полка Борис Рябый часто садился за штурвал.

Из книги «Крыло в крыло»

 «Вечером комиссар Рябый зашел в палатку к командиру полка.

— Борис Евдокимович, — тихо сказал ему командир, будто по секрету. — Поменьше бы сам летал... 

— Хорошо вовремя сказать ободряющее слово, — не спеша заговорил Рябый. — Но самому слетать и показать пример сейчас, по-моему, куда важнее. Я замечаю, что некоторые летчики скисли, и главная причина — наши большие потери. И если теперь не вытравить у них мысли о войне «малой кровью», без больших жертв, то дело может дойти до худшего...

Причины для такого беспокойства были. За первые три дня боевых действий потеряли двадцать летчиков. Таких потерь никто не ожидал. Ведь в финскую кампанию полк совершил более двух тысяч боевых вылетов на не защищенных броней самолетах Р-зет, а потеряли только одного летчика…»
В начале июля группа штурмовиков разбомбила в Бобруйске аэродром, уничтожив около 30 немецких самолетов, летчики наносили врагу и другие, не менее ощутимые удары. 4 октября 1941 года были опубликованы указы Президиума Верховного Совета СССР. Один — о награждении полка орденом Ленина. Второй — о присвоении звания Героя Советского Союза его командиру майору Гетьману. Тридцать два летчика и техника удостоены боевых орденов и медалей. Комиссар полка Борис Рябый был награжден орденом Ленина.

Чужой среди своих

Однако в целом Ил-2 был еще далеко не тем самолетом, который впоследствии наши солдаты назовут летающим танком, а гитлеровцы — черной смертью. Нередко заклинивала пушка, не всегда достигали цели ракеты, штурмовик был абсолютно незащищенным при атаке сзади… Фронтовые технари что-то усовершенствовали, переделывали, возле хвоста вместо топливного бака усаживали пулеметчика, что значительно повысило защищенность машины. Общительный, превосходно знавший машину комиссар Рябый поддерживал все инициативы, подсказывал, как выходить из сложных ситуаций. Но однажды сам попал в почти детективный переплет…

Летчик хорошо обработал немецкие позиции бомбами и ракетами, но досталось и штурмовику. Сильно поврежденный, он, как пелось в песне, летел «на честном слове и одном крыле», теряя скорость и высоту. Борис Евдокимович с трудом посадил самолет на картофельное поле на окраине деревни. Штурмовик тут же окружили суровые бородачи с топорами и вилами в руках. Арестовали летчика и заперли в бане, приставив охрану.

Гвардейцы-авиаторы у стен Рейхстага.

Самолет у околицы деревни обнаружил техник полка Андрей Лиманский из группы по розыску не долетавших до аэродрома самолетов.
Из книги «Крыло в крыло»

«Лиманский направился к месту заключения Рябого. Близко не подпускают, в переговоры вступать не хотят… Пришел «старшой» — сам председатель сельсовета. Придирчиво проверил документы. Вошли в темную баню. Рябый узнал Лиманского и громко расхохотался.

— Вот до чего дожили! Комиссара за фашиста признали. Да кто? Мои же земляки! «Нет таких самолетов, — говорят, — у русских». — «Смотрите же, объясняю им, — вон красные звезды!» — «Хе... Намалевать можно что угодно». Я уже начал с ними калякать по-белорусски, говорю, что до моей родной деревни отсюда километров тридцать. Полесье называется. И этому не поверили. «Здорово, говорят, немец Белоруссию по карте выучил, наш говор даже усвоил».
Крестьяне помогли «пленнику» подремонтировать штурмовик. Впрягли волов, вытащили самолет на проселочную дорогу. И комиссар, задевая колесами верхушки деревьев, умудрился взлететь, дотянуть до аэродрома…

В апреле 1942-го часть переименовали в 7-й гвардейский авиационный полк.

На Берлин!

Встреча Бориса и Алексея Рябых возле Берлина
Из представления на награждение гвардии подполковника Рябого орденом Красного Знамени:

«…Много времени выполнял обязанности командира полка. Под его командованием полк совершил 730 боевых вылетов без единой аварии по вине авиаторов… 24 июля 1944 года группа в составе четырех самолетов, в которой тов. Рябый был левым ведомым и совершал третий боевой вылет в этот день, при возвращении с боевого задания заметила атакующую наши части на переднем крае обороны группу до 30 самолетов противника типа Ю-87… Четверка самолетов Ил-2 разделилась попарно и ринулась в атаку. Гвардии подполковник Рябый со своим напарником лейтенантом Кабановым врезался в самую гущу вражеских самолетов. С первой атаки пушечно-пулеметным огнем сбил вражеский самолет, от последующих атак был подбит еще один самолет. Возвратившиеся с задания летчики были восхищены дерзкими и умелыми действиями своего замполита. Сбитие Ю-87 подтвердили наземные войска…»

А сколько подобных вылетов на счету политработника! Только при освобождении Беларуси и Польши он уничтожил два танка, два десятка автомашин, пять железнодорожных вагонов с живой силой и техникой, взорвал склад с боеприпасами, подавил несколько противотанковых орудий, зениток…

Впереди Бориса Евдокимовича ждал орден Отечественной войны II степени. Основание: свыше трехсот летчиков, техников-механиков их гвардейского полка заслужили высокие государственные награды, в чем, несомненно, заслуга идеологического актива подразделений, замполита Рябого. А еще была незабываемая встреча с братом Алексеем. Он тоже летчик и замполит авиационного полка, летал с Борисом параллельными курсами, но встретиться довелось только возле Берлина…

Когда осела пыль от взрывов, перестали дымиться улицы поверженного Берлина, замполит сделал для однополчан еще одно необычное поощрение. Организовал грузовики и повез их к стенам Рейхстага, усеянным автографами солдат-победителей. Авиаторы оставили на историческом месте и свои подписи. Но главное — сделали коллективный снимок. В третьем ряду в центре — Борис Рябый, замполит, вдохновлявший на боевые подвиги личным примером.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЛ-2 НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

Экипаж — 1 человек. Броня — от 5 до 12 мм. Масса пустого самолета — 4,2 т. Мощность двигателя — 1600 л.с. Максимальная скорость — 426 км/ч. Практическая дальность — 740 км. Вооружение: 2 авиационные пушки, 2 скорострельных пулемета. Машина могла нести до 8 реактивных снарядов и от 400 до 600 кг бомб. К началу войны было произведено 229 самолетов.

ФАКТ

Поддерживать боевой дух в части было непросто. Статистика гласит: самая короткая жизнь на фронте среди летчиков — у штурмовиков, которые должны летать на высоте 30—70 метров и под перекрестным огнем уничтожать живую силу, технику. Полк потерял более 200 летчиков и воздушных стрелков…

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter