Как не стать жертвой медицинского лохотрона

Одних уж нет, а тех залечат

Липовые диагнозы зачастую становятся способом заработка для недобросовестных медиков
Липовые диагнозы зачастую становятся способом заработка для недобросовестных медиков. Как не стать жертвой медицинского лохотрона?




Коммерсанты в белых халатах

Марина Зубкова сама врач-генетик. Но медицинское образование и профессиональный опыт не уберегли ее от медицинского лохотрона:

– Ситуация, знакомая многим: пришла к стоматологу поставить пломбу, а в итоге получила пломбировку не кариеса, а зубных каналов, что значительно дороже и в перспективе ведет к еще более дорогому лечению – протезированию. На консультации у другого стоматолога выяснилось, что зуб можно было восстановить и без столь радикальных мер, и с гораздо меньшими финансовыми потерями.

Сейчас Марина Зубкова работает в общественной организации «Лига защитников пациентов». Одна из ее клиенток теперь судится с клиникой, в которой прооперировали нависающее веко так, что глаза не закрываются даже во время сна и спать приходится в специальной повязке. 

– Понятно, что операция за несколько десятков тысяч рублей ей была не показана, а врач, вероятно, исходил скорее из финансовых соображений, чем из медицинских, – считает Зубкова.

Поиск несуществующих болячек, ненужные дорогостоящие обследования и назначение неоправданно дорогого лечения – это три конька медиков-коммерсантов, которые могут и обычную простуду монетизировать в круглую сумму – 10 – 20 тысяч российских рублей.

Больно мне, больно

С точки зрения частной медицины почти все мы «страшно больны». Дисбактериоз, невроз, вегетососудистая дистония, искривление позвоночника, депрессия – букет болячек практически каждого человека. У медиков даже появилось специальное определение – «коммерческий диагноз».

– Коммерческий диагноз – это чаще всего ошибочный диагноз, который ставится умышленно или неосознанно, ведет к  длительному и необоснованному обследованию и лечению и сопровождается большими финансовыми расходами, – сформулировала врач-исследователь в Mount Sinai Hospital (Торонто) Елена Березовская. – Коммерческие диагнозы есть во всех специализациях, но чаще всего процветают там, где можно применять дорогостоящее обследование и длительное дорогостоящее лечение и где больше всего мифов, слухов и предрассудков о разных болезнях. Обычный пациент не может проверить самостоятельно, есть у него эта болезнь или нет, но ему внушают, что нелечение может привести якобы к необратимым последствиям. Другими словами, там, где проще запугать. Хламидиоз, уреаплазмоз/микоплазмоз, эндометриоз, гормональный дисбаланс, бесплодие, эрозия, дисбактериоз, эндометрит – что-то из этого списка диагностируют у каждой второй женщины и усиленно лечат – иногда годами, в том числе и с применением тяжелой артиллерии – сильных антибиотиков. При этом большинство этих названий и болезнями-то не являются, а лишь признаками (симптомами), и не обязательно заболевания. Коммерческие диагнозы встречаются в практике любого врача, но одни ставят их, потому что выгодно ставить, а другим приходится убеждать человека, что такого диагноза нет. Запад «переболел» такими диагнозами, как тот же уреаплазмоз, но все еще «страдает» депрессией или ревматоидным артритом. Многолетнее медикаментозное недешевое лечение выгодно очень многим людям, вовлеченным в «индустрию болезней».

Не доверяй и проверяй

Самое сложное для обычного человека – распознать, действительно ли его здоровье требует больших затрат или он просто «на игле» у коммерсантов в белых халатах. 

– Частная медицина – это прежде всего бизнес, и, к сожалению, некоторые клиники ставят получение прибыли выше всех остальных задач, – прокомментировал ситуацию президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – И дело не только в корысти отдельных докторов, а в системе в целом: у нас большие налоги на бизнес, нужно платить чиновникам, проверяющим инстанциям и так далее. Эти траты в конечном счете включаются в прайс медучреждения и достаются из кармана пациента. Я как-то сказал нынешнему министру здравоохранения России, что российская медицина базируется на запугивании. Хотите, говорю ей, я сейчас заставлю купить у меня таблетку за любые деньги? Я просто скажу вам, что если вы ее не выпьете, то умрете. Это базовый страх. Здоровье дороже денег, говорят. Я видел пациентов, которые пришли к врачу с кариесом, а ушли с полным ртом коронок, перекошенной челюстью, неврозом и беднее на десятки или сотни тысяч рублей. Я знаю историю 28-летней пациентки, которая умерла на платной липосакции. Акушерство и гинекология сегодня – настоящая золотая жила, люди платят огромные деньги за сложные и дорогие методы ЭКО, лечение от бесплодия. 

Здоровье важнее денег, рассуждает большинство из нас, и выкладывают за «лечение» любые суммы.

Кстати

Как узнать, что вас разводят на деньги?

На халате врача или в кабинете есть рекламные наклейки, календари, символика какого-либо фармацевтического бренда, и вам прописывают именно данный препарат.

Врач направляет вас в определенную аптеку, когда в этом нет особой необходимости.

Врач выписывает самые дорогие лекарства при имеющейся более дешевой альтернативе.

Врач выписывает вам даже не лекарство, а пищевую добавку, которая ничего не лечит, а стоит, как правило, дороже самых эффективных пилюль.

Выписанное средство вам не помогает.

Как уберечься от ненужных трат?

Накануне лечения вам должен быть составлен план лечения с общей ценой и разбивкой по операциям, использованным материалам и т.д.

Если вас что-то смущает, сходите с планом лечения и результатами обследования на консультацию в другую клинику или к другому доктору. В интернете сегодня существует много ресурсов, где можно бесплатно получить предварительный совет именитого доктора (стоматология, пластическая хирургия, офтальмология, онкология, кардиология, ортопедия). 

Если в ходе или после лечения (операции) выяснилось, что цена выросла, попросите обоснование: фото, данные рентгена или МРТ, которые доказывают, например, что кариес оказался больше, чем ожидалось.

Если обоснование вас не устроит, не оплачивайте завышенную цену, о которой вас не предупредили заранее.

Ищите клиники и докторов с хорошей репутацией, которые не испытывают дефицита в пациентах.

Рейтинг самых доходных для медиков болезней

– простатит;

– вагинит;

– гайморит;

– пульпит зуба;

– половые инфекции типа хламидиоза и уреаплазмоза;

– бесплодие.

Комментарий

Акушер-гинеколог высшей категории, кандидат медицинских наук Василий Шостак:

– Медицина как врачевание всегда была искусством и только в последнее время стала пониматься населением как услуга. А доктор не должен прислуживать, угождать! В эпоху интернета человек привык, например, покупая холодильник, искать на сайте тот, что прежде всего подешевле, а уж потом смотреть на технические характеристики. Сейчас так обстоят дела и с «медицинскими услугами»: ищут подешевле и доступнее. Но главный вопрос – в качестве. Как его оценить? По отзывам, в том же интернете. Но, к сожалению, отзывы однобоки. Поэтому я согласен: искать надо клиники и докторов с хорошей репутацией, которые не испытывают дефицита в пациентах. Профессор В.Т.Каминская уже два десятка лет назад сформулировала эту мысль: «Доктор должен быть личным». Это значит персональным, семейным, опытным. Хорошие врачи не меняют репутацию на деньги, не опускаются до тотальной коммерциализации своей работы. Такие доктора не редкость. Только не надо их искать, как холодильники...

Терапевт первой категории, заведующий отделением поликлиники МВД Максим Абражевич:

– В так называемых неожиданных диагнозах пациенты, как правило, сами виноваты, ведь частенько грешат тем, что подолгу откровенно плюют на свое здоровье, а потом вдруг спохватываются. При этом у государственных медучреждений просто объективно меньше  возможностей полноценно изучить картину здоровья. Есть утвержденные Минздравом протоколы, которые предусматривают минимальный объем обследований. Ими и пользуются поликлиники. Коммерческие центры  могут уделить внимание не по минимуму. Но такого рода медицина не только у нас, но и везде в мире, рассчитана на богатых людей. И хорошо, что она у нас есть. Ведь именно появление коммерческих медцентров с государственных поликлиник сняло часть нагрузки.  Я лично с явными «коммерческими диагнозами» не сталкивался. Конечно, когда человек приходит с урогенитальной инфекцией, полученной половым путем, его будут обследовать не на 1 -– 2 инфекции, а на все 10! Вот и получается, что не угодить: бесплатно и бегло – плохо, глубже, но платно –  тоже.

Римма Ахмирова.

Советская Белоруссия № 19 (24649). Суббота, 31 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter