Одиссея «Пророка»

Мюзикл Ильи Олейникова доплыл до Питера и Москвы

Мюзикл Ильи Олейникова доплыл до Питера и Москвы


На минувшей неделе в Москве прошло событие, косвенно имеющее отношение и к белорусскому культурному контексту. В «Лужниках» после полугодового перерыва в графике наконец–то состоялась московская премьера мюзикла «Пророк» — детища Ильи Олейникова, который, словно гомеровский Одиссей, пустился с этим шоу в долгое и изнурительное приключение. Еще раньше состоялось 5 показов в Санкт–Петербурге. Белорусские участники труппы мюзикла — а белорусов среди них большинство — уверены: у «Пророка» начинается новая жизнь. Как и вокруг любого большого проекта, вокруг мюзикла «Пророк» в огромном количестве роятся слухи. Один из последних: недавний показ спектакля чуть было не сорвали сами артисты, неожиданно решившие вслед за голливудскими сценаристами устроить ни много ни мало, а настоящую забастовку.


Один из актеров труппы на нашу просьбу подтвердить или опровергнуть слух ответил уклончиво: «Ничего об этом не знаю. А даже если это было бы так, ничего бы не рассказал, потому что не хочу подставлять коллег». А недавно стало известно, что белорусский продюсер проекта Вадим Товпенец собирается даже судиться с Ильей Олейниковым за права на мюзикл.


Исполнительный продюсер мюзикла «Пророк» в Беларуси Алена Вадюшина, напротив, высказала искреннее недоумение по поводу появившейся информации и решительно взялась все слухи развеять.


— Вероятно, эта информация исходит от белорусских продюсеров, которые работали с проектом раньше, но мне довольно странно об этом слышать. Ведь сегодня они не владеют никакой конкретной информацией о реальном положении дел в нашем шоу. Хотя это не мешает им даже давать интервью по поводу «Пророка». Слух о забастовке — самый нелепый из тех, что мне приходилось слышать. Все декорации спектакля были успешно перевезены в Санкт–Петербург, где с 27 по 31 марта прошло пять представлений. 5 — 6 апреля мы выступали в «Лужниках» в Москве. Из–за вынужденного полугодового перерыва из проекта ушло всего 3 человека. Сегодня со всеми административными проблемами проекта успешно справляется супруга Ильи Олейникова — Ирина Викторовна Клявер. Под ее началом все потихоньку налаживается.


— «Пророк» когда–нибудь вернется в Минск?


— Вполне возможно. Но для начала надо решить все прошлые финансовые проблемы, поднакопить денег. Единственная проблема — в Минске нет достойной площадки. Как ее решить, я не знаю.


Может быть, по этой причине триумфа в Минске в свое время не случилось. Однако и в России новый мюзикл пока принят прохладно. Вот лишь некоторые выдержки из появившихся рецензий.


«Заявленный бюджет мюзикла в Москве — 2,5 млн. долларов. Честно говоря, совсем непонятно, на что потрачены такие деньги».


«Старец пафосно произносит избитые истины голосом партийного руководителя советских времен, и всерьез воспринимать эту ходульность просто невозможно».


«Разочаровала режиссура Януша Юзефовича. Безусловно, уважаемый мастер пошел по пути прямого копирования сцен из разных мировых мюзиклов, в том числе своих собственных. Крайне неудачное либретто, отсутствие ярких мелодий, явно избыточная компьютерная графика. Все это должно было быть понятным еще до начала репетиций! Тому же Олегу Басилашвили, отказавшемуся под благовидным предлогом от главной роли, видимо, стало понятно».


«Во время спектакля то и дело возникает ощущение дежа–вю: представление распадается на сцены, будто позаимствованные из других мюзиклов. Бодрая массовка в финале приходит к выводу, что жить стоит просто ради того, чтобы жить. Кто бы спорил. Только стоило ли ради этого нехитрого заключения городить такой городок?»


Белорусские участники проекта, однако, настроены не столь скептически.


— Трудно сказать, по большому счету, как прошел спектакль в Москве, — рассказывает актер Национального академического театра им. Я.Купалы Николай Прилуцкий. — Я смотрю на это шоу изнутри, а не из зрительного зала. Конечно, московская публика, мягко говоря, очень сытая. Хлопала, может быть, не так бурно, сдержанно. А вот в Питере все прошло идеально. Вообще не было времени на то, чтобы как–то детально анализировать происходящее. Поймите, это же работа: весь день репетиции, репетиции, вечером — на сцену, потом немного времени на сон и снова репетиции. Потом — вокзал, поезд.


— Пять показов — это хороший задел для подобного проекта?


— Подобные мюзиклы «отбиваются» через год. Все развивается поступательно. Я вижу, с каким воодушевлением относятся к работе сами артисты, несмотря на то, что в работе был полугодовой перерыв.


Кроме Николая Прилуцкого, в российской премьере «Пророка» приняли участие молодой актер Театра белорусской драматургии Денис Паршин, актриса Белла Шпинер, артист эстрады Сергей Кравец, а также народные артисты Беларуси Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, играющие в спектакли супружескую пару.


— Ядвига Константиновна, как прошел показ в Москве?


— «Пророк» — это не мюзикл в привычном понимании этого слова, а нечто большее. Философское действо. Мюзикл предполагает хеппи–энд, у нас его нет. «Пророк» отличается от других мюзиклов и своей темой, и психологией. Он заставляет думать. Мне в нем комфортно. Меня эта история трогает.


— Почему белорусская премьера закончилась почти финансовым кризисом?


— Финансы не имеют отношения к художественному уровню этого высокопрофессионального произведения. В плане музыки, текста, драматургии — все было отработано на сто процентов. Может быть, кто–то просто поленился разобраться во всех смысловых акцентах этого произведения? В «Пророке» есть лирика, драматизм, мелодия. Почему в футбольном манеже произошло то, что произошло? Потому что это совершенно не концертная площадка. К Олейникову и Дуксину это никакого отношения не имеет. При хорошем проекте должен быть очень хороший продюсер. Этот «ребенок» рождался у Ильи лет семь, насколько я знаю. Но тогда не сработала административно–продюсерская команда.


Что касается впечатлений в Питере, поверьте: зал аплодировал нам в финале стоя. Спектакли проходили в ДК Ленсовета, в Москве — в «Лужниках». Может, был и не полный зал, но на сегодняшний день на 75% заполненный зал — это тоже очень хорошо. Все, кто занимается концертной деятельностью, продюсерством и администрированием, это знают. Я вижу, как невероятно выросли наши артисты за это время. Основная часть труппы «Пророка» — это наши белорусы. И нам с Сашей приятно, когда в конце Олейников представляет нашу белорусскую команду с благодарностью. Они действительно молодцы. Все работают с живым звуком, а живой звук предполагает качество. В «Лужниках», кстати, было много известных людей: телевизионный критик, обозреватель газеты «Известия» Ирина Петровская, Александр и Екатерина Стриженовы, композитор Александр Журбин. Все сказали свои теплые и приятные слова поддержки Илье Олейникову. Их ему иногда не хватает в этой работе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter