Ольга Погодина рассказала, как укрощала тигров и погружалась в роль

Один на один с тигром

На «Первом канале» снова премьера биографического сериала. На этот раз вспомнили легендарную советскую дрессировщицу Маргариту Назарову. Исполнительница главной роли и сопродюсер кинокартины Ольга Погодина рассказала нашему корреспонденту, как укрощала тигров и погружалась в роль.

– Ольга, столько было критики в адрес фильмов о великих! Вы не боитесь? 

– В чем-то я понимаю тех, кто ругает и критикует фильмы-биографии, появляющиеся действительно один за другим. Завели моду! А мода – штука ненадежная.

Кстати, самое любопытное, что завел эту тенденцию мой муж Алексей Пиманов, сняв «Охоту на Берию», а потом «Галину» – о Галине Брежневой – в 2008 году. И он был первым! Картины получились удачные, остальные подхватили – и понеслось. Но наш фильм я не рассматриваю в череде лент, подвластных этой самой моде. У нас – история особая.

– Режиссеры, продюсеры и артисты всегда так говорят – что у них «не как у других». А потом смотришь картины – ну одно и то же.

– У других – возможно, за других я не отвечаю. Эта работа уникальна по своей честности, глубине чувств и просто риску для жизни. Чтобы такое количество трюков с хищниками было исполнено драматическими артистами без дублеров – случай запредельный. На создание этой работы ушло восемь лет моей жизни!

Восемь лет назад я впервые вошла в клетку к тигру Мартину в цирке братьев Запашных. С Эдгардом и Аскольдом мы давно дружили, мечтали с ними сделать фильм о цирке. Причем я хотела все трюки выполнить сама, это принципиальное решение.

Я могу работать с тиграми. И Андрей Чернышов (он играет мужа Маргариты Назаровой – дрессировщика Константина Константиновского. – Прим. ред.), как выяснилось, тоже может.

– Какие самые сложные трюки вы выполняли на съемках?

– Например, «Голова дрессировщика в пасти тигра» – это же я сама выполняла! А «Водная феерия»?! Это когда плаваешь с тигром! В цирковом мире такой номер делали только Константиновский и Назарова, а после них даже опытные дрессировщики не рисковали. Опаснейший трюк – тигр в воде выпускает когти длиной 10–12 сантиметров. Двадцать острейших лезвий, как кинжалы, представляете, по пять на каждой лапе. Одно неверное движение – и тигр совершенно случайно, не желая зла, может задеть тебя когтем-лезвием, и будет очень серьезная травма. И мы сделали это – я плавала с тигром.

Андрей Чернышов и Ольга Погодина в сериале работали без дублеров

Если бы в Америке Брэд Питт и Анджелина Джоли сделали то, что мы с Андреем в этой картине, – Голливуд бы стоял на ушах. На весь мир бы кричали, что их артисты – герои и совершили переворот в кинематографе. Наши молчат, не нужны примеры настоящего успеха – иначе ведь и остальным придется тянуться к высокому результату (слишком заметной будет разница), а, видимо, не хотят.

Когда тигр напал на Аскольда Запашного (был у нас такой инцидент), возле нашего павильона собрались все центральные телеканалы, толпа любопытных и злорадствующих. А когда у артистов получается трюк, номер, гениальное представление – вроде бы как не повод хвалить на всю страну, не напишут ни строчки. Размыта разница между плохим и хорошим, достойным и не заслуживающим внимания. Поэтому всё – и экономика, и производство, и культура, – извините, находится в одном известном месте с круглым отверстием.

Обесценен настоящий большой труд. Люди отвыкли от того, что можно сделать неожиданное, кардинально новое в своей работе. К сожалению, это так.

– Не рискну даже спросить, было ли вам страшно.

– Если в клетку заходит испуганный, дрожащий человек, тигр – каким бы выдрессированным ни был – инстинктивно чувствует этот страх и ощущение жертвы. И нападает.

– А зачем вам понадобилось самой делать эти номера? Неужели не нашлось каскадеров? Ведь каждый должен заниматься своим делом. Артисты – играть, а трюки пусть делают профессионалы.

– Понимаете, в чем дело… Цирк – это каторжный труд. К съемкам нас готовили Эдгард и Аскольд Запашные, мы с Андреем буквально дневали и ночевали в цирке. Я видела, как работают Запашные – по двадцать часов в сутки.

Цирк – самый честный вид искусства из всех существующих, под куполом или в клетке не соврешь. Я решила снять такое же честное кино. С моей стороны это еще и дань уважения и преклонения перед людьми по-настоящему великими.

Почему именно Маргарита Назарова? Судьба у нее безумно интересная! Первая в мире дрессировщица тигров, фантастический человек. Ни о ком больше мне не интересно было бы снимать.

Кадр из фильма «Полосатый рейс»: Маргарита Назарова и ее питомцы

Плюс у них с Константиновским потрясающая история любви. Это тот случай, когда реальность лучше вымысла. 

Редко бывает такая любовь. Это кино, наверное, мой самый откровенный и честный разговор об этом чувстве. Когда мир дышит войной, надо говорить о любви. С моей стороны это даже в чем-то вызов современному обществу.

– Вернемся к Маргарите Назаровой. Финал ее жизни был трагическим. Вы об этом расскажете в картине или сгладите углы?

– Не будем сглаживать, а зачем. Если вы делаете фильм о Второй мировой войне, вам придется сказать, что погибло столько-то миллионов. Это кто-то придумал себе, что все истории в кино должны заканчиваться хорошо. И задача кино – не сглаживать углы. Показать не омерзительно – вот задача кино. Не подло по отношению к своему герою.

Печальный финал – да. А в жизни разве не так? У людей по-настоящему великих, обратите внимание, финал жизни часто трагичен.

Звонок другу

Эдгард Запашный, директор Большого Московского цирка, народный артист России:

Таких, как она, больше нет


– Я давно восхищаюсь актрисой, продюсером, удивительной женщиной Ольгой Погодиной. Мы знакомы и дружим 10 лет. По-моему, таких, как она, больше нет. Я, по крайней мере, не знаю ни одной драматической артистки, кто рискнет пойти к тигру.

При этом Ольга оценивала все риски, понимала, что это по-настоящему серьезная и опасная работа. Она доверилась нам с братом как профессионалам, став мягким пластилином в наших руках. И мы лепили из нее и Андрея настоящих дрессировщиков. Начали со знакомства Оли и Андрея с животными на расстоянии, через решетку. Когда актеры узнали наших тигров, особенности их характеров, начали различать их, только тогда мы приступили к репетициям. Колоссальная работа была проведена, очень честная. Мне бы хотелось, чтоб зрители это оценили.

Виктория Катаева.

Фото: архив кинокомпании «Ода-Фильм»

Советская Белоруссия № 76 (24958). Суббота, 23 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter