Очень столичное дело

В Минске стать предпринимателем уже совсем не так хлопотно, как, скажем, пять лет назад.
Чтобы открыть свой бизнес, нужно выбрать сферу деятельности, накопить стартовый капитал и зарегистрироваться. Регистрация унитарного предприятия и пострегистрационные процедуры обойдутся в 800 тысяч рублей. Плюс придется собрать примерно 50 справок и документов, не считая учредительных. Впрочем, не так все мрачно. В Минске стать предпринимателем уже совсем не так хлопотно, как, скажем, пять лет назад.

Чтобы убедиться в этом, мы решили посетить самое популярное среди предпринимателей место в Минске — управление регистрации и лицензирования Мингорисполкома.

Пусто здесь не бывает никогда. Весной прошлого года, помнится, в день собиралось до 5 тысяч человек. Сегодня ажиотажа нет, но около 200 человек ежедневно в очереди.

— Что привело вас сюда? — спрашиваю у первого встречного.

— Да вот, — отвечает «ипэшник», торгующий на «Ждановичах», — в начале прошлого года выдали лицензию. Теперь вношу изменения. В третий раз. Впервые вносил сразу после получения: в одном кабинете документы забрал, в другой отдал. Кажется, тогда юридический адрес рынка менялся. Кстати, говорят, что цена за услуги поднимется.

— Вот, как всегда. Вместо проверенной информации пользуются слухами, — возмущается Надежда Мороз, начальник отдела лицензирования, — сколько раз объясняла: корректировки, связанные с изменением законодательства, вносятся бесплатно. Вот вы сейчас статью напишете, и снова к нам побегут предприниматели, подумают, что–то новое приняли.

А нововведения в предпринимательской среде случились летом, когда депутаты горсовета суммы единого налога и арендной платы увязали с торговым местом. Торгуешь в престижном «Паркинге» — плати по–богатому. А с палатки на рынке много ли возьмешь? Справедливо? Да. Но тут выясняется, что названия торговых мест, кстати, утвержденные постановлением Минторга, не совпадают со стандартными. Постановление отменили, наименования привели в соответствие. И с того момента около десятка тысяч «лицензиатов» в течение месяца должны внести изменения в разрешительные документы.

— Но зачем такая срочность, очереди? — спрашиваю у начальника управления предпринимательства Мингорисполкома Александра Калиновского.

— А то, что у предпринимателя в лицензии будет записано одно, в договоре аренды другое, в учредительных документах торгового центра третье, нормально?

— Конечно, нет.

Мингорисполком выдает лицензии на розничную, оптовую торговлю алкоголем, табаком и общепит. До 1 ноября 2003 года им было подготовлено 25 тысяч разрешительных документов. Потом законодательство изменилось, количество лицензируемых видов деятельности сократилось. И в 2004 году лицензий уже 16.296. Плюс изменения внесены в 3.379 (основная причина — присоединение районных территорий к городу). В нынешнем году получены еще 3.363 новых и изменены 4.107 уже имеющихся лицензий. Повод — перемена названий улиц и форматов торговых объектов (то самое обособленное торговое место, которое стало называться просто торговым, и т.д.). Итого: 19,6 тысячи лицензий и 7,5 тысячи изменений к ним.

Вот что говорит Сергей Стрельчик, заместитель председателя Белорусского союза предпринимателей. — Почему все эти пострегистрационные процедуры должен делать предприниматель, а не ведомства, которые созданы специально для того, чтобы каждый новый субъект хозяйствования платил налоги, страховые взносы и т.д.?

— Проблема есть, — не отрицает начальник управления регистрации и лицензирования Мингорисполкома Александр Тутыкин, — с нашим участием подготовлен проект нормативного акта, согласно которому период от подачи заявления на регистрацию фирмы до выдачи заявителю необходимых документов будет жестко ограничен, а сам процесс регистрации и постановки на учет — проходить без участия претендента. По принципу «одного окна».

— Документы будут рассылаться в электронном виде?

— С этим связано много проблем. Нужны специальная программно–техническая инфраструктура, оборудование, деньги. Каждый документ должен заверяться подписью должностного лица. Порядок применения электронной подписи не разработан, — конкретизирует Александр Тутыкин. — Потому самый реальный путь — пересылка документов по почте. Для чего понадобится создание специальных экспедиторских служб.

— Значит, вместо предпринимателя по инстанциям станет ходить чиновник?

— Да, но государственная пошлина за регистрацию при этом не увеличится, — твердо обещает начальник управления регистрации и лицензирования.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter