Очаг без Мендельсона

Альтернативный брак как сериал для взрослых

Альтернативный брак как сериал для взрослых


Наша читательница–минчанка позвонила в редакцию и попросила «пристыдить через газету» ее 26–летнюю дочь. Она в третий раз «как бы выходит замуж». Брак в ЗАГСе не регистрирует и даже не живет постоянно со своим избранником, а просто в гости друг к другу ходят. Говорят, что у них репетиция семейной жизни. «Да сколько же эти репетиции будут продолжаться?» — негодовала читательница. Я попыталась ее утешить. Но стыдить ее дочь, взрослую женщину, не считаю себя вправе. Лучше попробуем разобраться, что же происходит у нас на брачно–семейной ниве.


Семья без штампа


Архаичная брачная атрибутика — кольца, автографы в ЗАГСе под марш Мендельсона — все меньше привлекает молодых людей. Развивается, как выражаются специалисты, разнообразие семейных форм. Уверенно отвоевывают место под брачным солнцем гражданские, серийные, гостевые, открытые браки. По прогнозам демографов, сложившийся стереотип семьи в наступившем ХХI веке вообще должен совершенно измениться.


Устная взаимная договоренность вместо штампа в паспорте — основа этих изменений. Конценсуальный брак — так по–научному называется гражданский брак — становится новой семейной нормой. Договорились, пришли к конценсусу — и можно вить семейное гнездо. Тенденция эта, кстати, общемировая. Прогнозируют, что к началу 2010 года пар, живущих в гражданском браке, будет больше, чем семей, которые свои отношения узаконили.


В Беларуси нет статистики, сколько молодых пар официальной регистрации предпочли гражданский брак. Но работники ЗАГСов отмечают, что увеличилось число регистраций установления отцовства — на детей, рожденных вне брака.


Впрочем, даже имея ребенка, супруги в гражданском браке остаются каждый сам по себе. Если конценсус разрушится и начнет проявляться давно всем знакомое несходство характеров, каждый из супругов может без тягостного судебного разбирательства и получения свидетельства о разводе упорхнуть из свитого гнезда. И искать другого партнера. Процесс этот ученые окрестили «серийной моногамией». Сколько серий, то бишь партнеров будет у каждого, зависит от характера, темперамента, широты жизненного диапазона и т.д.


В гости к мужу


Набирает обороты и такая форма семейной жизни, как гостевой брак. Это когда можно, собственно, и не напрягаться насчет конценсуса. Каждый из партнеров живет отдельно, в своей квартире или даже в разных городах или странах, а друг к другу ходят в гости — каждый вечер, в выходной или во время отпуска. С цветами, шампанским и улыбками. Это достаточно распространенное явление, например, среди элиты шоу–бизнеса. Но и простые смертные уже оценили плюсы такого партнерства.


Ну а можно и с конценсусом не напрягаться, и в гости не ходить. Просто сидеть за компьютером и получать свою дозу адреналина — знакомиться, переписываться, флиртовать с виртуальными партнерами. Такие игры в Интернете — сравнительно новая форма отношений. Вроде бы невинная забава, но есть опасность заиграться — на реальные нормальные отношения с избранником после таких игр нередко просто уже нет желания...


Вообще, по мнению социолога Светланы Буровой, весь этот сыр–бор с альтернативными браками — результат индивидуализации в обществе. А семья предполагает прежде всего отказ от чего–то. Человек жертвует частью своей свободы. Он должен учитывать интересы не только свои, но и своего партнера. Но сегодня люди все меньше и меньше хотят отказывать себе в чем бы то ни было. Поэтому брак нередко превращается в своего рода сделку.


Прогнозы и сюрпризы


Недавно Центр социологических и политических исследований БГУ провел исследование. На вопросы социологов отвечали 250 женщин и 250 мужчин в возрасте от 18 до 35 лет, в паспортах которых еще ни разу не стоял штамп о браке. Что же выяснилось? Свои представления о браке и семье молодые люди почерпнули в основном на примере родительской семьи. А этот пример далеко не всегда в пользу традиционной семьи. Идея о том, что брак, семья — это на всю жизнь, практически не представлена в их сознании. В то время как идея «пробного шара» — возможность неудачной попытки, а также повторной (второй, третьей, любой) воспринимается вполне лояльно.


Вообще–то молодежь говорит о браке как союзе двух любящих людей, но руководствуется при этом прагматичными намерениями. И брак для многих служит средством достижения совсем других целей: решением материальных и жилищных проблем, попыткой избежать одиночества, престижностью положения семейного человека. При этом требования к партнеру обычно куда выше, чем к себе самому.


Хороший муж, по мнению женщин, — прежде всего добытчик. Такими видят своих избранников 67,7 процента девушек. К сожалению, куда меньшее число женщин наделяет хорошего мужа такими качествами, как верный, чуткий, заботливый, терпеливый супруг, любящий отец. И мужчины, и женщины явно недооценивают трудолюбие, умение владеть собой, способность признавать свои ошибки, доброту, чувство собственного достоинства, столь необходимые в семейной жизни.


Дети, как ни грустно, вступают в противоречие с жизненными планами молодежи, ориентированной на карьеру, самореализацию, материальное благополучие. Только для половины респондентов дети являются обязательным условием счастливого супружества, а желание продолжить себя в детях как мотив заключения брака назвал лишь каждый четвертый.


Вообще, с детьми ясности в прогнозах ни социологов, ни демографов нет. От кого и когда их рожать, с кем им жить, кто их будет кормить–учить–женить... Ясно одно: браки «по залету», ради детей становятся архаизмом. Рожать ребенка вне брака вскоре вообще станет нормой жизни, которая, впрочем, уже активно реализовывается: в Беларуси сегодня почти каждый пятый ребенок — внебрачный. Проблему продолжения рода предлагается решать и достаточно экстравагантными способами — с помощью суррогатного донора, например. Еще более полноценными членами семьи со всеми соответствующими правами станут... домашние животные. Увеличится число семей, для которых будет намного комфортнее заводить животное вместо детей и даже вместо жены или мужа. Вообще, комфорт в отношениях будет все более и более вытеснять любовь и радость, а также умирающую традицию совместных усилий и труда для сохранения семьи.


Ну а главные сюрпризы с семейной жизнью начнутся, по прогнозам демографов, после 2020 года. Вроде бы есть еще время к ним подготовиться. Хотя... Единодушны ученые в одном: главной проблемой становится глобальное одиночество, а главным дефицитом — потребность в любви, в нормальной человеческой близости. А дать это может только традиционная семья. Так что, может, не такое уж светлое будущее у всех этих альтернативных форм брачно–семейной жизни? И не стоит раскладывать их на полочки с табличками «хорошо» — «плохо». Истина, как всегда, оказывается где–то посередине...


Справка «СБ»


В 2008 году в Беларуси было зарегистрировано около 77 тысяч браков, в то время как в 2007 году более 90 тысяч пар стали молодоженами. Эксперты прогнозируют, что в нынешнем году желающих оставить свои автографы в ЗАГСе станет еще меньше. Растет и количество разводов. В 2006 году было зарегистрировано 31,8 тысячи разводов, в 2007 году распалось уже более 36 тысяч семейных пар. А в 2008 году только в Минске на каждую 1.000 браков приходилось 520 разводов. Всего распадается ежегодно 76 — 78 процентов семей. В ближайшие годы, по прогнозам экспертов, и браков будет заключаться меньше, и рождаемость упадет.


Мнение


Наталья Баранова, начальник отдела ЗАГС администрации Московского района Минска:


— Кодекс «О браке и семье» в правовом значении признает только брак, заключенный в органах ЗАГСа. Соответственно любая другая форма отношений брачной не является. Понятий «гражданский брак», «гостевой брак», «открытый брак» и т.п. в юридической терминологии вообще нет. Иногда говорят просто — «сожительство». Среди юристов такая ситуация чаще называется «фактические брачные отношения». Однако как бы ни назывался такой союз, необходимо осознавать некоторую неопределенность дальнейших отношений в юридическом плане. Не зарегистрированный в органах ЗАГСа брак не имеет юридической силы и не имеет никакого правового регулирования. В переводе на привычный язык это означает, что только пресловутый штамп в паспорте законодательно защищает супругов: их права на жилплощадь, имущество, материальную поддержку — и, конечно, защищает права детей, родившихся в браке.


Как начальник отдела ЗАГС — а я зарегистрировала уже почти 30 тысяч браков, как жена и мать двух замужних дочерей я — сторонница традиционного брака. Только он, а не разные экстравагантные эксперименты дает такое необходимое человеку чувство семьи. Мы ведь живы своими корнями: намного более уверенными и защищенными становимся, когда есть у нас мать, отец, супруг, дети, круг родственников. А союзы, распространившиеся в последнее время, делают людей безответственными, этакими перекати–поле. Так что я бы советовала молодым людям хорошо подумать, прежде чем вступать в такой альтернативный союз.

 

Коллаж Анны Вяжевич, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter